Ровно 10 лет назад мы сели на поезд и уехали из России, чтобы вернуться через год. Так начиналось наше путешествие в Стамбул, которое потом плавно перетекло в годовое странствие по Южной Америке. Но первым городом на нашем пути был... Киев, куда мы прибыли как раз 14 апреля 2012 года!

Да-да, тот самый Киев, который мать городов русских. В Киев, в который в ту позапрошлую эпоху можно было легко сгонять на выходные, просто сев вечером на поезд, а утром — наблюдать из купе разливы Днепра и «Родину-мать» на холме. Это было также естественно, как съездить в Питер, Казань, и было проще, чем съездить, например, в Самару или Екатеринбург. Мысль о том, что в принципе на Украину могут НЕ ПУСТИТЬ, казалась совершенно абсурдной в ту эпоху. Ну не «шенген» же какой-то, в самом деле (притом что даже в него тогда практически не происходило случаев отказа во въезде). Да и поездов всяких разных было так много, что можно было капризничать и выбирать: этот рановато приходит, а у этого остались места у туалета...

Времена, когда можно было спокойно на станции Киев-Пассажирский увидеть такой вагон с надписью «Сыктывкар». В нашу эпоху и в России-то такой вагон больше не увидишь, причем даже в самом Сыктывкаре: все фирменные поезда, кроме разве что «Красной Стрелы», перекрасили давно в унылый бренд. А это был какой-то допник, уходивший после полуночи, ну вот и были в нем такие забавные вагоны.

Это было, конечно же, далеко не первое посещение Киева и не последнее. Но это было последнее посещение Киева да и вообще Украины той, уже позапрошлой, эпохи, когда он был добрым, милым городом без каких-либо намеков на злобу, вражду и ненависть.

Город, который был всем открыт, который воспринимался как такое «продолжение» России, пусть и с вывесками на немного другом языке. Языке в любом случае красивом и мелодичном.

Если что тут и отличалось от России, то немного более расслабленная, дружелюбная атмосфера, дешевизна и вкусная еда. Что будет происходить здесь спустя ровно 10 лет — немыслимо даже было и близко вообразить!

Мы тогда ездили на ВДНХ, гуляли по Крещатику, Андреевскому спуску и Подолу, ездили в Пуща-Водицу на трамвайчике и даже ходили в русский театр.

Потом я перепутал время отправления поезда, и мы вместо прямого купе до Одессы ехали на двух поездах до Жмеринки. А потом еще в конце произошел неприятный инцидент с маршрутчиком в Рени: он был затоплен на трассе, но захотел от нас по прибытии на границу стоимость такси (15 гривен за 3 км) и устроил скандал и чуть ли не драку на глазах у погранцов. Так на не очень веселой ноте закончилась для меня та Украина, которую мы все любили и которой нет уже больше восьми лет.

После этого я бывал и в Киеве и в других городах в 2015 и 2017 годах. Конечно, в целом это была та же страна с той же дешевизной, вкуснотой и мягкими, добрыми людьми. Хотя политическая обстановка была уже совсем другой, и самоощущение от въезда и нахождения там были совсем иными. Поездов было в разы меньше, вероятность отказа была выше, чем практически в любую другую страну мира, кроме разве что Туркменистана (один раз из четырех я на нее попал).

Ну и планировать путешествия, например, через Украину в другие страны с такой лотереей стало практически невозможным. Тем не менее, я за эти разы успел объехать все непосещенные области, проехать все узкоколейки, хотя, например, так и не побывал в Мариуполе, Краматорске, Конотопе и многих городах Галичины, где бы хотелось побывать. Да и города типа Днепропетровска или Полтавы, где я был очень давно, смотрел плохо и почти не помню их, было бы хорошо обновить.

Что будет теперь, сказать вообще невозможно. Но определенно уже не будет и так, как было эти восемь лет. Киев — один из моих любимейших городов: красивый большой, интересный, с большой культурной мощью, прикольным транспортом, прекрасной архитектурой и ландшафтом. Третий русскоязычный город мира, между прочим! Я обожаю большие мегаполисы, а у нас таких многомиллионных мегаполисов мало (всего два), и наличие вблизи Москвы третьего такого классного очень радовало.

Конечно, очень больно видеть, что сейчас с ним и не только с ним происходит, и даже на этом плане отходит несколько на второй план вопрос, смогу ли я в нем побывать в обозримом будущем? Очень бы, конечно, хотелось, но и в последние годы такой возможности не было: из-за взглядов мне въезд туда был по факту заказан.

К сожалению, от всех этих политических перипетий страдаем в первую очередь мы, простые люди, путешественники, идущие с миром и добром. С одной стороны, я уже научился себя успокаивать: мир большой, почти 200 стран, из которых я посетил только порядка 80, и в нем всегда будет куда поехать и без Украины! Но возможность возвращаться в любимые тебе места очень ценна, особенно если они — часть того, что было тебе так всегда ценно и дорого.

Не знаю, когда получится снова пройтись по Крещатику и набережной Днепра, и это, конечно, сильно зависит от того, чем конкретно и как это закончится. Но при любом исходе происходящего сейчас это уже будет совсем не тот добрый, уютный Киев, который я застал 10 лет назад.

Оригинал