Недобрым словом поминаемая святая инквизиция прославилась не только "милосердным" умерщвлением еретиков без пролития крови, то есть сожжением людей на костре, но также массовым сожжением книг. "Индекс запрещенных книг" существовал столетиями, и на площадях огонь пожирал сочинения сотен крамольных авторов. В разное время запрещались произведения Эразма Роттердамского, Вольтера и Дефо, Коперника и Галилея, Бальзака и Сартра, Декарта и Канта. Если бы скрепы римско-католической церкви возобладали навсегда, то духовная и интеллектуальная жизнь человечества оскудела бы невероятно. Но даже служителям инквизиции не приходило в голову из-за запрещенной книги сжигать всю библиотеку целиком.

С этой точки зрения Роскомнадзор давно обскакал инквизицию. Он не сжигает - стирает из сети. Этот способ уничтожения человеческих мыслей, идей, взглядов и убеждений без распространения удушливого дыма аналогичен "милосердной" казни без пролития крови. Ведомство действует с гигантским размахом, ликвидируя издания из-за нескольких признанных экстремистскими материалов полностью, со всеми архивами за годы и десятилетия.

Ведь не просто название СМИ уходит, отправляются в небытие многие тысячи интервью, публицистических статей, репортажей, расследований, свидетельств, культурных явлений, документов эпохи. Для многих в этом электронном мире - значительная часть жизни, для кого-то смысл жизни. Эту трагедию не понять тем, кто не признает ничего, помимо материального благополучия. Сколько талантливых людей сегодня приведены к душевному потрясению, сравнимому с состоянием Мастера, рвущего и сжигающего в печи страницы своего романа о Понтии Пилате?

Оригинал