В клинической психологии есть термин «перефокусировка внимания». Вместо того, чтобы причитать и жаловаться, пациенту  предлагают посмотреть на происходящее под другим углом, со стороны: как телезритель смотрит фильм.  Я сейчас решила воспользоваться этой техникой, чтобы не сойти с ума. И знаете, какая картина предстает перед глазами, когда абстрагируешься? Только факты. На Украине группа «Океан Ельзи» в начале спецоперации выходила на улицы и давала бесплатные импровизированные концерты для поднятия боевого духа. Российские звезды поспешили в отпуск/эмиграцию. Украинские студенты занимаются продвижением своей идеологии через кибератаки, таргетированную рекламы и SMM в соцсетях. Российские студенты выходят на флешмобы, боясь отчисления из вуза. На Украине разрешают не платить налоги, в России из-за санкции тысячи людей остались без работы и большой вопрос, как будет выживать малый и средний бизнес. 

Украинских беженцев готовы приютить все, включая чиновников и правителей. Например, сегодня стало известно, король Бельгии Филипп и его супруга разместят у себя три семьи. Многие мои приятели и друзья уехали из России, потому что испугались репрессий в свой адрес. Они не создавали и не распространяли фейки. Любая информация, которую они публиковали, обязательно проходила верификацию. Но эта информация шла вразрез с политикой партии. Они высказывали свое мнение; поддерживали тех, кого теперь нельзя называть; репостили тех, кого читать нельзя; спали не с теми, с кем положено и совершали каминг-аут; общались с иноагентами. И в итоге стали врагами народа. Чтобы не отправиться за колючую проволоку, они решили бежать из страны. Им не дают политического убежища, им не предлагают, как украинцам жилье и стипендию, и перекрывают все возможные «лазейки».  Вот на днях попалось на глаза интервью Никиты Томилова, юриста который ранее проживал в Екатеринбурге, где защищал права членов ЛГБТ-сообществ. Из-за этого он оказался в «расстрельном списке» движения «Пила против ЛГБТ»  и еще в 2019 году решил уехать из страны и  попросил политического убежища в Германии. Со слов Томилова, сейчас в Германии аннулированы все стипендии, выданные российским студентам; все образовательные программы и студенческие обмены приостановлены для молодежи из РФ.

Мои друзья полетели, куда после санкций была возможность улететь: в Турцию, Армению, Грузию, Узбекистан. Первые две недели все казалось более-менее. Но потом российские карты перестали работать, хозяева квартир, несмотря на договоренности стали повышать цены в 2-3 раза. Аренда квартиры-студии там сейчас в среднем 1000$. Работы на местах нет, удаленки тоже нет. И перспектива перед ними открывается не очень: возвращаться на родину и предстать перед судом или побираться на чужбине. Некоторые мои знакомые, сейчас, надеясь на русский авось, все-таки планируют вернуться.

Смотрю я на этот фильм со стороны и не нравится он мне. Психологи в таких случаях советует подумать и ответить на вопросы, а что я могу изменить прямо сейчас, как могу повлиять на ситуацию, какие новые возможности сейчас открываются передо мной. У меня нет ответов на эти вопросы, хоть и пытаюсь отыскать их уже не первый день. Вариант только один - идти к психологу, а лучше сразу к психиатру, за рецептом.