На сайте Госдумы (опять мониторинг провела, и не зря) обнаружила интересную новость - с 22 марта (всего-то через месяц) вступят в силу поправки к законодательству, согласно которым банки будут оценивать, насколько сомнительные операции проводят их клиенты. 

По результатам данной оценки кредитные организации станут относить этих клиентов к группе риска совершения подозрительных операций. Если риск будет признан большим, то банки будут вводить в отношении этих клиентов ограничения.

Что же будут подразумевать под подозрительными операциями? Подозрительными являются операции, которые, предположительно, совершаются для легализации преступных доходов и финансирования терроризма. «Предположительно» - ключевое в этом плане, на мой взгляд, слово. 

Постаралась найти, как и с помощью каких инструментов будут регламентироваться эти предположения. Оказалось, что на самом деле механизм существует давно, Центробанк даже методичку выпустил для своих подведомственных учреждениях. 

В статье 7 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» описаны права и обязанности банка в рамках исполнения данного закона. К ним относятся такие меры, как отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением зачисления средств на счет). Не для всех, конечно, операций, а для тех, по которым или документы необходимые не представлены или вдруг у работников банка возникли сомнения. Есть также правила внутреннего контроля банка, согласно которым сомнения банкиров перерастают из домыслов в реальные доводы в пользу наложения санкций на клиентов. Тоже вроде бы просто все: вдруг клиент часто совершает необычные сделки (признаки необычности их также имеются в методичке) или банк уже применял ограничения такого рода к данному клиенту, а он все продолжает и продолжает совершать необычные сделки. Ну, может, если еще клиент перестанет сведения о себе обновлять или иные факторы, самостоятельно определяемые банком. Последняя причина прямо удивительная - простор для деятельности кредитных учреждений и полное закрепощение клиентов. Мы сейчас о малом бизнесе говорим.

Ну и как тут доказать свою добросовестность обычному предпринимателю, если у него значение доли уплачиваемых налогов — 0,9% от дебетового оборота по счету клиента (один из факторов, хоть и не единственный для автоматического признания операций клиента сомнительными); или если со счета не производятся выплата зарплаты, перечисление НДФЛ и страховых взносов? Вот тоже удивительно - не производит если он их. А вдруг сотрудники все сплошь волонтеры? Или, может, они все самозанятые и для них не работает МРОТ, а другим фактором для автоматического признания операций клиента сомнительными как раз является то, что фонд зарплаты установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума, или вот еще - по счету малый бизнесмен платит НДФЛ, а страховые взносы - не платит. А, может, у него два счета? В разных банках? 

И все в том же духе - отсутствуют остатки на счете (вот интересно, откуда им сейчас взяться у малого бизнеса), виды деятельности и основания платежей не совпадают (ну это уж совсем удивительно, а вдруг предприниматель все отдал на аутсорсинг), резкое увеличение оборотов (вот вам и свобода предпринимательства, а вдруг дела в гору пошли) и некоторые другие такие же основания вроде такого, что со счета клиент не платит свою коммуналку.

При этом утверждается, что данный закон позволит уменьшить нагрузку на добросовестных предпринимателей и количество сомнительных операций.

Видится мне, что банкам дали карт-бланш, а малому бизнесу в очередной раз наездили по ушам. Добросовестный предприниматель в нашей стране не проживет ни месяца с такими правилами, а любые меры по оптимизации затрат и налогообложения сочтут как сомнительные операции. 

Вот такая еще есть поддержка, будьте внимательны.