Сфера общепита стала одной из самых уязвимых в последние два года: стольким ограничениям из-за угрозы распространения COVID-19, вплоть до полного закрытия на довольно долгий срок, подвергся мало какой вид деятельности.

В первую волну, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах закрывали рестораны и кафе, томская власть отстояла право на работу местного общепита. Сложно представить, как им это удалось, но факт, что местным ресторанам и кафе разрешили работать в обычном режиме при соблюдении санитарных правил – санитайзеры, маски, температурный контроль и пр.

Но сами же представители бизнеса все и испортили: будучи разрозненными, привыкшими работать каждый сам за себя, у них не было общей стратегии и плана действий в сложившейся ситуации. Несколько руководителей кафе написали обращение в прокуратуру с таким посылом: мол, власти не дают нам закрыться, подвергая риску заражения как посетителей, так и работников. На что надеялись – до конца непонятно. По слухам, наивно возлагали большие надежды на господдержку. А потом выяснилось, что получить безвозвратный кредит не так уж и просто, да и за аренду все равно платить придется. Но поезд уже ушел – власти психанули (еще бы, такая подстава!) и запретили-таки работу предприятий общепита.

Конструктивный диалог с властью не складывался еще довольно долго: общепит бесконечно ограничивали в работе в приказном порядке, игнорируя даже разумные доводы. Но постепенно эти доводы стали звучать не отдельными голосами, а дружным хором и на всех последних совещаниях по ограничительным мерам в областной администрации они довольно жестко спорили с замами губернаторов. Результатом их вынужденной сплоченности стало то, что томские кафе и рестораны даже в волну повального омикрона имели больше свобод, чем у столичных коллег. Например, не было ограничений на ночную работу.

На днях профсообщество пошло еще дальше: как сообщает местный Telegram-канал «По ком звонят деньги», представители кафе и ресторанов (пока) подписали протокол на создание Томской ассоциации индустрии гостеприимства. Председателем стал совладелец сети кафе «Дыхание Вока» Алексей Степанов.

Задача №1 нового объединения – это диалог с властью по поводу всевозможного регулирования - чтобы обязательные для исполнения приказы были хотя бы исполнимы.

— Вся ковидная история показала, что представления регуляторов о том, как устроен бизнес общепита, не то что мезозойские, они просто из какой-то параллельной вселенной, - говорит Степанов. – Еще одна задача – создание коллективных сервисов, которые каждому из нас нужны, но которые в одиночку тянуть нерентабельно. Это, например, история с безопасностью: на собеседование на трудоустройство приходят люди совершенно разные, но ни у кого из нас нет масштаба для найма собственного безопасника. Элементарно проверить по базам – не числится ли кандидат на учете, не сожжет ли нам заведение, как давеча «Ленту»?

(Для справки: один из самых крупных супермаркетов в городе сгорел дотла в результате действий собственного сотрудника. Он поджег петарду и бросил ее в отдел с пиротехникой. По его словам, он «задолбался работать». Позже выяснилось, что отработал поджигатель чуть более недели и состоит на учете в психиатрической клинике.)

Сообща предприниматели также планируют делать закупки.

— Продукты питания дорожают, и, чтобы сдерживать рост цен для гостей, мы должны серьезно работать с поставщиками, мониторить прайсы, условия. Но профессионального закупщика мало какое кафе потянет – его зарплата будет тысяч 40–50. А вот в складчину мы такого спеца обеспечить сможем, - поделился планами Степанов.