В России в настоящий момент зарегистрированы Минюстом РФ 32 политических партии (данные на февраль месяц). Процесс партийного строительства идет постоянно. Так, в прошлом году ликвидированы были девять партий (исключены из Единого государственного реестра юридических лиц), а две вновь созданы. В 2020 году и того большее число партий прекратили существование (18), новых учреждено четыре.

За прошедший год общее число партий сократилось в России с 39 до нынешних 32. На днях Верховный суд РФ еще одну партию отправил на вечную «историческую стоянку». По иску министерства юстиции ликвидирована партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными». Причина ликвидации партии с таким ветвистым наименованием (всем социальным и возрастным группам населения учредители хотели потрафить) объективная — бездействие партии, которая даже в выборах не участвовала, а это обязательное условие для подтверждения жизнеспособности организации.

Из 32 юридически действующих партий большинство чисто номинально присутствуют на политическом поле России. Никакой роли в жизни страны они не играют и ни на какие общественно-политические процессы не влияют. Их существование скорее дискредитирует партийную систему, путая избирателей. Например, в выборах в Карелии в органы местной власти принимают участие «Казачья партия Российской Федерации» (партия с узнаваемой аббревиатурой «КПРФ» даже представлена одним депутатом в органах МСУ) и «Социальная защита», чье региональное отделение, состоящее из пяти членов, всегда неудачно выступает на выборах, а лучше даже сказать, не добирается до них, не умея зарегистрировать своих кандидатов.

Эксперты, справедливо полагая, что «партийное множество» не укрепляет институты демократии, предлагают отказаться от нынешней модели, когда достаточно отыскать в целом по стране 500 человек (!), чтобы зарегистрировать всероссийскую (!!) политическую партию. Одно из предложений — довести минимальное число членов партии, необходимых для регистрации организации, до пяти тысяч членов. А когда-то, до 2012 года, учредить партию можно было, имея число сторонников не менее 40 тысяч человек. Потом эту норму сократили в 80 раз, до пятисот членов.

Если минимальный членский состав, требуемый для регистрации партии, увеличат даже до пяти тысяч членов, то из нынешних 32 партий хорошо если половина сумеет перерегистрироваться.

К слову, из 32 зарегистрированных партий только 14 участвовали в выборах в Госдуму в 2021 году, а из них преодолели пятипроцентный барьер лишь пять партий, которые сейчас представлены в ГД РФ своими фракциями, и по одному мандату получили кандидаты от партий «Родина», «Гражданская платформа» и «Партия роста».

В Законодательном собрании Карелии работают депутаты от семи партий, при том что у большинства из них численное представительство очень скромное: у партий «Новые люди» и «Пенсионеры России» — по одному депутату в Заксобрании; у ЛДПР и «Яблока» — по два депутата. Чуть больше у КПРФ со «Справедливой Россией — за правду» — по четыре мандата у них. Все остальные депутатские места занимает «Единая Россия» (всего в Заксобрании Карелии находятся 36 депутатов).

На начало февраля на территории Карелии юридически присутствуют региональные отделения 20 политических партий. Вы это заметили?

Оригинал