В книге Рамвидаса Раценаса «Литва — Коми — Литва. Записки спецпереселенца» есть такой сюжет: вплывает баржа с литовскими переселенцами летом 1940 года в Коми край. Они плывут вверх по Вычегде из Котласа, куда их доставили по железной дороге, и первая остановка на Коми земле — это село Жешарт. Большое село 1700 жителей. И там были высажены первые литовцы-поселенцы. Сам Рамвидас, маленький мальчик, с мамой и другими родственниками уплыл дальше в сторону Корткероса. Но, видимо, оставшиеся литовцы рассказали ему уже позже самые больше впечатления от Жешарта. А их два. Первое, они работали в столярной мастерской, которая располагалась в здании закрытой церкви. Второе впечатление — это то, что им выделили для посадки картошки территорию кладбища, которое недавно ликвидировали в Жешарте, и поселенцы прямо на могилах сажали картофель. Это было самое большое впечатление у прибывших из Литвы набожных литовцев-католиков, которые после расселения первым делом, по воспоминаниям, создавали алтари для семейных молитв в своих комнатах.

Это было, видимо, шоком для людей, которые впервые столкнулись с таким жестким проявлением атеизма, когда можно было превращать храм в столярную мастерскую, а могилы в огород и это рассматривалось местными жителями как нечто нормальное. Видимо, разговор идет о единственной каменной церкви в Жешарте, построенной в 1807 году, развалины которой до сих пор стоят там: церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Следующей остановкой литовских спецпереселенцев было Серёгово, пароход затащил их баржу вверх по Выми до Серёгова, и здесь он высадил на берег раввина и несколько учеников еврейской духовной школы, которых в 1940 году арестовали в Литве и отправили в глубь СССР как беженцев. Дело в том, что в 1939 году немецкие войска вторглись в Польшу и захватили Белосток, где была эта духовная иудейская школа. Раввин с несколькими подростками бежали в тогда еще независимую Литву. Потом Белосток немцы передадут СССР, но раввин с подростками не захотели возвратиться назад из религиозной Литвы в атеистическую Россию, тем более что слухов о том, что происходило с религиозными общинами в СССР, ходило много. Не прошло и года, как СССР вторглась в Литву и раввина с подростками арестовали, как беженцев и отправили в Коми край вместе с арестованными «буржуазными» литовцами. Вот они оказались на одной барже. Рамвидас описывает: «В течении всего пути, надев на голову ритуальные шапочки, повернувшись лицом к стене баржи и ни на кого не обращая внимания, они усердно молились своему Богу».

Подростки с раввином сошли, и автор воспоминаний не знает, что с ними произошло, но, видимо, из рассказов других поселенцев он делает страшный вывод: «Но Бог не услышал их молитвы — в первую же зиму большинство из них, непривычных к физическому труду, плохо одетых, погибло». Но, может быть, кто-то из них и выжил и потом ассимилировался с местным населением или даже вернулся назад в Белосток и узнал что там, после второго прихода немцев, было создано большое еврейское гетто и почти все евреи, а значит, большая часть семей этих подростков были просто уничтожены. Было ли это так или было как-то по-другому - мы этого уже не узнаем.

Фото здесь.