Оставлю-ка здесь список полярных звезд прецессионного круга. Хоть я не астроном и вряд ли мне эти данные пригодятся, но помнить, в чем именно заключаются открытия Ньютона, будет нелишне. А одно из этих открытий - объяснение предварения равноденствий, обнаруженного Гиппархом еще в 129 году до н. э. (то есть "смещения" звездного неба, проявившегося, в числе прочего, в изменении со временем полярной звезды). Причиной предварения равноденствий оказалась прецессия земной оси под действием гравитации Луны и Солнца (прецессия - то есть изменение наклона вращающегося тела, вроде того, что происходит у юлы). Полная продолжительность прецессионного цикла для земной оси - около 26 тыс. лет.

Недавно прочитал переписку Лейбница и Кларка (1715–1716 годы), и мне стала интересна судьба этого спора. Фактически это была дискуссия Лейбница и Ньютона (Сэмюэль Кларк - сторонник Ньютона; он согласовывал свои ответы Лейбницу с самим Ньютоном). Переписка затронула множество вопросов, относящихся к философии, теологии и физике. Лейбниц соглашался с чисто математической стороной теории тяготения Ньютона, но категорически не принял отказ Ньютона от поиска механистических объяснений самого феномена тяготения (у самого Лейбница было собственное механистическое объяснение, по всей видимости похожее на теорию вихрей Декарта). Сейчас ясно, что в этом прав оказался Ньютон: никаких механистических объяснений гравитации найдено не было, а те, которые были предложены в XVII веке, давно отвергнуты.

С другой стороны, Кларк и Ньютон никак не хотели принять предложенное Лейбницем понятие энергии и отказывались поверить в гипотезу Лейбница о том, что кинетическая энергия столкнувшихся тел переходит в энергию частиц, из которых состоят эти тела. Здесь прав оказался Лейбниц, а Кларк и Ньютон ошиблись.

Кроме того, Лейбниц и Кларк обсудили множество других вопросов:

Есть ли атомы как мельчайших частицы материи? (Согласно Кларку и Ньютону — есть, согласно Лейбницу — нет.)

Есть ли абсолютно пустое пространство? (Согласно Кларку и Ньютону — есть, согласно Лейбницу — нет.)

Испытают ли все вещи во вселенной толчок, подобно пассажирам экипажа, если Бог начнет двигать всю вселенную в пространстве в определенном направлении?

Является ли пространство системой отношений (как у Лейбница) или же оно - "сенсориум Бога" (как у Ньютона)?

Мог ли Бог сотворить вселенную позже на пять минут?

Верен ли лейбницевский принцип тождества неразличимых?

Может ли воля Бога быть достаточным основанием для сотворения мира именно таким, а не каким-то иным?

Есть ли какая-то польза от предложенного Лейбницем различения метафизической и моральной необходимости?

Адекватно ли лейбницевское представление о Боге как о совершенном монархе, предустановившем от начала времён все, что будет происходить с монадами?

Таковы ли законы природы, что они способствуют вечному прогрессу, как считал Лейбниц (точнее, по Лейбницу, вселенная либо все время прогрессирует, либо остается статичной, и сохранение этого положения не требует вмешательства Бога), или же законы природы приводят со временем к вырождению и Бог должен вмешиваться, чтобы исправить ситуацию (так считали Кларк и Ньютон)? Здесь реальность оказалась посложнее, чем альтернатива, рассматривавшаяся Лейбницем и Ньютоном. Законы природы, как и полагал Ньютон, таковы, что мир будет деградировать, но и Бог, судя по всему, не спешит вмешиваться и корректировать ситуацию, но и прогресс все же происходит, хотя не совсем понятно, как долго он будет происходить.

Одним словом, Кларк и Лейбниц обсудили очень много тем. Поэтому я решил почитать книги про гравитацию. И про энергию нужно будет почитать. И про второе начало термодинамики, и про энтропию...

Оригинал