Понемногу теряя обоняние и вкус, балуясь витаминными коктейлями и редкими прогулками с собакой, начинаешь все больше сожалеть об упущенных возможностях. Растет список, куда я не пошла и что не увидела.

Отменилась поездка в Советск. Открытие выставки в ВХМ, на которую пригласила Соня. Про спектакли и читки просто молчу. Вчера вечером в ленте – анонс. Авторская экскурсия по выставке «Петербургская летопись» Сергея Перминова. Ых.

А ведь я ее – выставку – видела. Бежала в декабре на презентацию «Великого Инквизитора» Лены Авиновой и Натальи Осиповой. Не люблю опаздывать: пришла заранее. На первом этаже Герценки посмотрела выставку «Вселенные Хаяо Миядзаки». Поднимаюсь выше – а там, в темных коридорах второго этажа, Питер.

Вообще, удивительно. Правда. Как много Герценка для нас делает. Рассказывает. Знакомит. Открывает. Сергея Перминова я не знала. Так что – подарок. Плюс одно новое имя. И новый взгляд на манкий Питер, с которым у каждого хоть что-то читающего заочный многолетний роман.

Масло и графика. Много дворов и крыш. Это Петербург – не парадный. И да, пожалуй, близкий по эстетике к Фёдору Михайловичу. Краски, цвета, мазки – насыщенные, густые. Часто – мрачные. Но эта мрачность всегда разбавлена воздухом. Он – в стеклах, окнах, рваных кусочках неба. Если б не он, легкий-легкий, прозрачный, свободный, не вздохнуть бы. А так – кажется, сверни за угол, и откроется простор, Нева, горизонт (на самих работах его почти нет, он всегда перекрыт, заставлен, но есть ощущение его присутствия).

 
 
 

Талант Герценки еще и в том, как здесь умеют совершенно не выставочные пространства обжить, приспособить, использовать, научить жить, быть, наполняться смыслами. Конечно, все эти электрические коробки, сигнализации, провода, железные двери, таблички и прочий казенный быт не может не отвлекать и не всегда вписывается в концепцию. Но ведь – без бюджета. Без архитекторов пространства. Кураторов. Света. Только на энтузиазме и любви. И уже потому – вторично. Не то, чтобы простительно, а как бы не важно. Ты, как зритель, просто выносишь все это за скобки. И радуешься знакомству, открытию, имени, городу, цитатам, той жизни которая происходит здесь. А ведь могла бы и не происходить. Спасибо!

Оригинал