Каждый год я закрываю "темные пятна" на карте нашей страны и отправляюсь туда, где до этого никогда не был, в этот раз выбор пал на Ненецкий автономный округ со столицей в Нарьян-Маре и Республику Коми, которую невозможно проехать мимо, если ехать туда на автомобиле. В этом посте будет короткий вариант рассказа о нашем путешествии, далее будет много видеороликов, подробное описание о подготовке и каждой точке маршрута. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой канал.

Источник

До Нарьян-Мара, кстати, по земле можно добраться только 2–3 месяца в году и только зимой, а в остальное время, если не считать ледохода и ледостава, на пароме по реке Печора или на самолете. Время выезда зависело от того, когда встанет зимник, точнее два - один в Коми через тайгу, второй в НАО в тундре. Из-за малого количества снега, зимник в Нарьян-Мар открыли только к февралю. Ехать решил в начале марта.

Стартовал из Самары. Маршрут выбирал такой, чтобы как можно меньше ехать по одним и тем же дорогам, поэтому ехал в ту сторону через Москву и Вологду, где собрал всех участников команды (у того самого дома с резным палисадом),

потом проехал через резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге (давно хотел там побывать, но все как-то было не по пути),

далее через Котлас и Яренск, после чего вышли на трассу Ухта-Усинск. Обратно уже ехал через Сыктывкар - Киров - Казань.

На каждый день закладывали 400–500 км дороги, чтобы успеть немного посмотреть и пофотографировать по пути. Ночевки в городах.

Первый зимник обнаружили на участке из Усть-Лыжи до Усть-Усы. Обнаружил, потому что когда изучал отчеты о поездках в Нарьян-Мар (которых как кот наплакал), про этот зимник не было ни слова. Поэтому я очень удивился, когда ночью увидел недостроенные мосты через реку и ухабистую дорогу через лес.

Перед Усть-Усой проезжаем ледовую переправу через реку Печора и поднимаемся в хороший тягун, тут всегда дежурит Краз, который за определенную сумму помогает фурам подняться.

За поселком снова начинается отличная дорога с подсветкой прямо до Усинска, удивительно даже, что отсюда как с острова летом по суше не выехать, разве что на поезде

Усинск тоже удивил, не думал, что здесь так далеко на севере увижу такой крупный город с высотными панельками, связанный с Большой землей только железной дорогой. Как позже выяснилось, это самый западный нефтеград, который строился в одно время в одних условиях, под одни цели, как и подобные города Ямала и ХМАО.

В Усинске нас приютил мой давний подписчик Максим Майхрович. И так вышло, что мы пробыли здесь два дня, хотя совсем не планировали.

Дело в том, что при первой попытке доехать до Нарьян-Мара по зимнику прямо после пересечения стелы "Полярный круг" на одной из кочек из провалившихся плит (которые не везде видны на белом снегу) машина подпрыгнула.

И у меня оторвало газовый баллон (один болт из трех не выдержал и лопнул). Медная магистраль тоже повредилась и газ начало спускать. Один кран в багажнике я перекрыл (у меня два бака), а второй то ли подмерз, то ли просто подклинил, закрываться полностью не хотел, поэтому пришлось ждать, когда весь газ из него спустится. Здесь я в который раз убедился в северной взаимовыручке - чуть ли не каждый останавливался и спрашивал, нужна ли помощь. Я отправил друзей на попутке в ближайшее кафе греться и ждать меня, у другого проезжающего водителя попросил вязальную проволоку, подвязал бак и мы вернулись обратно в Усинск, чтобы у того же Максима (у которого есть свой автосервис), прикрутить бак нормально.

Со второй попытки мы снова пересекли "Полярный круг".

Потом границу Ненецкого автономного округа.

Откуда дорога стала еще хуже - плиты, установленные на отсыпке в условиях вечной мерзлоты, от тяжелой техники стали лежать как попало.

Потом проехали поселок вахтовиков Харьяга. Здесь располагается Харьягинское нефтяное месторождение - одно из самых крупнейших в России. Нефть добывают сразу несколько нефтяных компаний.

И вышли на новую дорогу в Нарьян-Мар, которая проходит по лесотундре и тундре.

Эта дорога длинной 217 км строится с 1985 года,

но до сих пор есть участок зимника в 50 км, который обещают достроить к 2023 году. Поэтому пока есть такой аттракцион, советую успеть прокатиться по зимнику, иначе его скоро не будет.

Нам повезло, мы попали в очень хорошую погоду, но в тундре все непредсказуемо. Местные сказали, что годом ранее всего пару недель из всего сезона можно было проехать - в остальное время жуткие ветра и метели заметали дорогу и на нее просто не выпускали.

К вечеру, останавливаясь на фото и запуск квадрокоптера, мы приехали в Нарьян-Мар.

Еще одно везение - в первую же ночь "включили" северное сияние, и мы сразу же наделали кучу крутых фоток.

А так за несколько дней в Нарьян-Маре мы обошли весь город, попробовали национальную кухню, посетили несколько музеев и переночевали в чуме.

Съездили на снегоходах в деревню Устье и на место основания первого русского города в Арктике - Пустозерска.

На обратном пути мы решили посетить еще один город, куда давно хотел съездить - Воркута. Изучили вариант с зимниками, они оказались закрыты для общего доступа, поэтому выбрали самый быстрый и удобный способ - доехали до Печоры, оставили там машину и на поезде уехали в Воркуту, где пробыли еще несколько дней, но это уже совсем другая история, о которой я расскажу на страницах своего блога. Поэтому не забываем ставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить.