QR-коды для прохода в магазины и торговые центры в Брянской области ввели два месяца назад

Пресловутые QR(куар)-коды для прохода в магазины и торговые центры в Брянской области ввели два месяца назад, 15 ноября. Маленький юбилей. Но праздновать особо нечего. На что косвенно указывает решение соседей с Орловщины, где с 15 января частично отменили QR-систему. Доказавшую «свою эффективность», по словам ответственных лиц, но по факту совершенно бесполезную и бессмысленную.

 

Перед тем, как ввести «куары», брянские власти отправили всех в двухнедельный мини-локдаун, как у нас грустно шутили. Но слово «локдаун» здешние ответственные лица активно страшились произносить, а приставку «мини» - просто избегали. Она ведь могла намекать на мизерность и тщетность мер по борьбе с известной всем заразой. Тех самых действенных мер, которые поспешили принять чиновники и областной Роспотребнадзор в желании отчитаться перед Москвой.

Мини-локдаун между тем был беспощаден и суров. Но не в пример известной латинской пословице «Дура лекс дура» ("Суров закон, но это закон"). Промтоварные магазины, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны сотовой связи, цветочные, парикмахерские и салоны красоты, фитнес-залы и много чего еще были закрыты два последних дня октября и всю первую половину ноября. Кто-то выкручивался, конечно.

Например, выставлял на прилавках «товары первой необходимости», которыми никогда не торговал до того: ту же туалетную бумагу горкой. Другие официально не обслуживали, но работали как бы дистанционно, размещая свои телефоны в витринах и наспех сделанных объявлениях. Но все мелкие предприниматели и самозанятые граждане так или иначе боялись ревизоров от власти – мобильных бригад проверяющих из числа чиновников и полиции.

Они и раньше покоя не давали, обходя за день только в 400-тысячном Брянске по несколько десятков мест торговли и соцкультбыта. А есть в Брянской области еще и другие крупные города, как то: Клинцы, Новозыбков, Дятьково, Жуковка. Раньше и до сих пор проверяющие смотрели и смотрят за соблюдением так называемого противоковидного законодательства. А если проще, то они проверяют, как тщательно граждане придерживаются выполнения одной-единственной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях - 20.6.1 («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»). Это когда в магазинах, фитнес-центрах и парикмахерских маски не носят (сотрудники и посетители), а на полу в их залах недостаточно четко (или не очень ровно) прочерчены линии для соблюдения двухметровой социальной дистанции.

Владельцы магазинов на фоне введенной QR-системы отмечают существенное снижение числа покупателей и посетителей в принципе

С 15 ноября же на Брянщине добавились еще и QR(куар)-коды. О вакцинации или перенесенной болезни. Их должны требовать при входе в любой не продуктовый магазин, торговый центр, обувную мастерскую и другие заведения (кроме аптек). Так и было. Первые несколько дней или даже пару недель «куары» действительно требовали показать, создавая на входе немыслимые очереди и нервозность. Сейчас это все окончательно превратилось в профанацию.

«Пункты по проверке QR-кодов» еще остались в торгово-развлекательных центрах с их многочисленными бутиками и магазинчиками, но дежурящие там контролеры почти уже не поднимаются со своих стульев. Посетителей за рукава не одергивают, лишь иногда безразлично спрашивают, не вдаваясь в детали: «Код есть?», - или бросают ленивый взгляд на то, что им покажут, – смартфон или даже кусок деревяшки вместо оного.

 
 
 

Но у покупателей осталась дикая нервозность. Многие мои знакомые не скрывают, что стараются меньше ходить теперь по непродовольственным магазинам – «вдруг там не проверят». Вдобавок у немалого числа людей, как бы власти ни отрицали, по-прежнему нет «куаров». А делать им экспресс-тесты каждые три дня по 1,5 тыс. за раз как-то накладно выходит.

Они или не делают прививки по разным причинам (от банального нежелания и боязни за последствия до не веры в предложения государства), или переболели «неофициально», то есть не обращались к врачу, или как мой сосед по дому Алексей. Он переболел как раз официально и тяжело, но на этот счет ему тоже нечего предъявить. Если только, вспоминаем знаменитое изречение кота Матроскина из «Простоквашино», не усы и хвост, но и тот отсутствует у моего товарища по понятным причинам. Участковый терапевт лечил его от ковида в июле в буквальном смысле по телефону – отметка о том есть в регистратуре поликлиники, но не более того. Выяснилось, что раз больничный не открывался (Алексей - самозанятый гражданин, налоги платит только с полученного дохода, но в соцстрах перечисления не делает, потому и больничный ему не нужен), то и оснований QR создавать для соседа также не имеется.

Владельцы же магазинов на фоне введенной QR -системы отмечают существенное снижение числа покупателей и посетителей в принципе. Что для Брянской области страшно. Промышленности у нас почти не осталось, зато много, очень много торговли. Вот свежие цифры, прозвучавшие на заседании одного из комитетов думы – регионального парламента.

 

Уровень обеспеченности населения в Брянской области торговыми площадями к нормативу составляет 187,9%. В регионе функционирует 7449 торговых предприятий. Из них 1771 реализует продовольственные товары, 3599 – непродовольственные и 2079 — магазины со смешанным ассортиментом. Пояснять не надо, думаю. Особенно если учесть, что за приведенными цифрами стоят еще тысячи, десятки тысяч брянцев, которые работают на этих самых «торговых площадях». И они стали, говорят, куда меньше получать.

Но товарищи проверяющие продолжают гнуть свою линию

Они неожиданно появляются то в одном магазине, в другом, то в одном салоне красоты, то в какой-нибудь мастерской, доход от которой еле-еле позволяет ее хозяину сводить концы с концами. Появляются и начинают смотреть, кто «не так» надел маску и кто вообще ее не имеет. Хотя сами нередко заявляются на проверяемые объекты в масках, висящих под носом. Но они ревизоры – им, выходит, можно. Если же все в масках, то в ход идет другое секретное оружие – проверка наличия на полу нарисованных цветных линий, призывающих людей к соблюдению социальной дистанции. Они тоже могут быть вдобавок как-то не так прочерчены.

Теперь к ним добавились QR-коды. Их проверяют у посетителей и работников (владельцев «точек») выборочно, но опять же неотступно. Попался – сразу административный протокол, который через день-два улетает в суд. А суды не церемонятся: решения по статье КоАП 20.6.1 они выносят максимум за 15–20 минут, но чаще за пять-семь, фактически штампуют их. Есть и рекорды – полторы минуты на решение.

 

Ранее в Брянской области борьба с коронавирусом заметно проредила и без того немногочисленные кафе и рестораны. Могу немного соврать, но цифра звучала примерно такая – точек общепита у нас за последние два года стало на 70% меньше. Если пройтись даже по центральным улицам Брянска, то это вполне похоже на правду: там, где были кафе и рестораны, их больше нет. Что нисколько, кажется, не пугает областные власти. Вместо заботы о малом бизнесе они чутко стараются уловить намеки из Москвы. И хоть немного их правильно интерпретировать. Пока не очень получается.

Тем временем в соседней с Брянской Орловской области с 15 января частично отменили систему QR-кодов. Их вроде как больше не спрашивают, например, в орловских ТРЦ и гостиницах. В соседней с другого края Калуге губернатор Владислав Шапша совсем не ввел систему «куаров». Посчитал ее излишней.

Но брянский губернатор Александр Богомаз пока держится. Видать, ничего еще не поймал в плане намеков из центра. Может, антенна сломалась. А может, там слать ничего не хотят.