Константин Семин зачитывает Письмо к сыну Василия Сухомлинского / Об идее

Василий Сухомлинский (28 сентября 1918, Василевка, Херсонская губерния, УССР - 2 сентября 1970, Павлыш, Кировоградская область, УССР - Советский Союз) - украинский советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования

Василий Сухомлинский кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы УССР (1958), Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968)

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича - Сухомлинский Александр Емельянович - до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно - в крестьянских хозяйствах

В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать Василия Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями

Летом 1933 года Василий Сухомлинский поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе

В 1941 году коммунист Василий Сухомлинский добровольцем ушел на фронт

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от фашистов Василий Сухомлинский вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в Гестапо.

В 1948 году Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь Василия Сухомлинского - доктор педагогических наук, профессор Сухомлинская Ольга Васильевна. Пошла по стопам отца, сейчас работает в Национальной академии педагогических наук Украины.

Василий Сухомлинский - автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Сухомлинский писал на русском языке. Художественную прозу - на украинском. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на различных языках

Письмо к сыну

Из книги Василия Сухомлинского Письма к сыну

В книгу Письма к сыну вошли широко известные произведения Василия Сухомлинского Сердце отдаю детямРождение гражданина, а также Письма к сыну

Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой Василий Сухомлинский поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши (октябренок, пионер, комсомолец)

Трилогия Письма к сыну предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических ВУЗов

Константин Семин (родился в СССР) - журналист, в недавнем прошлом телеведущий ВГТРК. Константин Семин с 2014 года до апреля 2019 вел программу АгитПроп (Агитация и пропаганда) на телеканале «Россия 24». Константин Семин по убеждениям коммунист большевик

Сегодня - человек, а завтра - вещь,

И в зеркале - все признаки товара.

Пусть на прилавке ты еще не весь,

Нет ничего, что ты бы сделал даром.

 

Приняв товарный вид, товар лицом

Представишь, и купец вот-вот найдется.

Никто не будет назван подлецом

С тех пор, как совесть тоже продается.

 

Но иногда, завидев стаю псов,

Бегущих за подвыпившим прохожим,

Ты взвоешь так, что сам бежать готов

За каждым, кто по ребрам не приложит.

 

Заискивать, заглядывать в глаза,

Рвать с мясом ярлыки и этикетки.

Но жмет ошейник горло, и нельзя

Без травм покинуть дорогую клетку.

 

© Константин Семин

Трудно быть человеком - Василий Сухомлинский

(читает Ринат Сибагатуллин)

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду - Ее глаза стали тревожными…

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить

- Ну что же… - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

- Стоит! - сказала Марийка. - Ну, разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно…

- Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину…

- Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? - спросил Роман… - Ведь мы так устали…

- Потому что мы - советские люди!

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми

Трудно быть человеком - подумал он

Об идее https://www.youtube.com/watch?v=rXBVcOHqXU8

Константин СеминОни думают, что быть одухотворенным идеей-это значит быть рабом идеи. По их мнению, человек растворяется в идее, перестает существовать как личность, превращается в ходячую идею. Какое жалкое недомыслие!

из Большой Советской энциклопедии

Идеология (от Идея и ...Логия) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы

Карл Маркс и Фридрих Энгельс не применяли термин идеология к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия идеология в марксистской литературе. Владимир Ленин расширил понятие идеология, введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологиейВладимир Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью, вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Владимир Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетенным массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетенных с помощью научной теории и выработанных на ее основе лозунгов борьбы - программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм-ленинизм практически выступает как научная идеология

 

Идеи становятся силойкогда они овладевают массами. И именно теперь большевики, то есть представители революционно-пролетарского интернационализма, своей политикой воплотили ту идею, которая двигает во всем мире необъятными трудящимися массами

Одна справедливость, одно чувство возмущенных эксплуатацией масс никогда не вывело бы их на верный путь к социализму. Но когда вырос, благодаря капитализму, материальный аппарат крупных банков, синдикатов, железных дорог и тому подобное; когда богатейший опыт передовых стран скопил запасы чудес техники, применение коих тормозит капитализм; когда сознательные рабочие сплотили партию в четверть миллиона, чтобы планомерно взять в руки этот аппарат и пустить его в ход, при поддержке всех трудящихся и эксплуатируемых, - когда есть налицо эти условия, тогда не найдется той силы на земле, которая помешала бы большевикам, если они не дадут себя запугать и сумеют взять власть, удержать ее до победы всемирной социалистической революции

из работы Владимира Ленина Удержат ли большевики Государственную власть? - том 34

P.S. редакция Интернет-сайта Мы из СССР предлагает прочесть эссе Владимира Ленина С чего начать ? (крайне полезное чтиво), перейдя по ссылке С чего начать

Василий Сухомлинский идеология Константин Семин Письма к сыну Трудно быть человеком