Прочитав некоторое количество нытья по второму сезону "Ведьмака" и сам поныв про первый сезон "Основания", я тут внезапно понял, что так сильно бесит фанатов (и заодно - что делает новые фильмы "по мотивам" такими пресными).

Хорошая история (как и реальная жизнь) обладает одним неустранимым и очень важным качеством - она согласована сама с собой. В ней ничего не происходит просто потому что потому: за каждым событием стоит какой-то комплекс вполне объяснимых причин.

Правда, в хорошей истории почти всегда соблюдается правило "большому последствию - большая причина", тогда как в реальной жизни - чистая рулетка, бабочки в Бразилии и торнадо в Техасе слишком уж тесно связаны между собой. Кстати, наверное, именно поэтому так популярны конспирологические теории. Ведь они просто превращают взмахи крыльев этих чертовых бабочек в бесподобные истории про большие причины: мировые заговоры энтомологов и трансцендентные практики китайских императоров-даосов. Взять хотя бы ковид... ой...

Так вот всякие новые художественные произведения - по мотивам (в том числе по мотивам собственных предыдущих сезонов или даже реальной жизни) где-то по пути от первоисточника к реализации теряют вот эту самую самосогласованность. Причина тут понятна: хочешь выпустить дорогой продукт - спроси у аудитории, чего она хочет. А аудитория редко хочет объяснения причин и следствий, люди с тех еще времен хотят двух вещей: зрелищ и подтверждения собственной правоты. Причем иногда аудитория хочет зрелищ, а какой-нибудь другой заказчик, не будем тыкать пальцем, - почесывания своих религиозных убеждений.

А то, что "правота" может не соответствовать наблюдаемой реальности или логике, которую в художественное произведение внес автор, - ну тем хуже для логики и наблюдаемой реальности. Более того, желание потребителей, простите, контента как-то внутренне согласовать то, что они потребили, рождает фанатские теории, срач и в конечном счете ведет к росту фанбазы. Круг замыкается, градус неадеквата растет.

Что 30 лет кушали экипажи великой армады Императора в девятом эпизоде ЗВ? По фигу, есть же пиу-пиу и четвертое подряд разрушение Звезды Смерти (гениальной находки аж 1977 года!). Почему против Бронна, у которого нет ни армии, ни благородного происхождения, не началось аристократическое восстание в Просторе в восьмом сезоне "Игры Престолов"? По фигу, интересному персонажу - интересная награда. Почему баланс сил в "Матрице" никак не поменялся за 60 лет? Да какая разница, нам надо переиграть первый фильм так, чтобы и бумеры всплакнули, и зумеры себя хоть в ком-то узнали.

И так далее.

Вот и остается спасаться классическим самосогласованным нарративом в теориях заговора.

Оригинал