Мне кажется, названная Путиным на встрече с членами СПЧ проблема наличия в мемориальском списке жертв политических репрессий нескольких лиц, сотрудничавших с нацистами и виновных в арестах и убийствах мирных жителей, принципиальная и имеет непосредственное отношение к Стене памяти жертв репрессий, созданной "Мемориалом"* в Коммунарке, о чем я много раз писал и спорил с Рачинским.

На этой стене в алфавитном порядке приведены имена всех жертв, расстрелянных здесь по ложным обвинениям и потому (за единичным исключением) реабилитированных. Большинство расстрелянных ни в чем не повинны и к террору не имели отношения. Но несколько десятков человек, прежде чем их расстреляли, сами пытали, и расстреливали, и подписывали расстрельные списки. Да, и первые, и вторые — жертвы. Но вторые не только жертвы, но и палачи тоже.

Я предлагал и предлагаю "Мемориалу"* имена палачей-жертв вынести из общего алфавитного списка и поместить отдельно на другой стене памяти, находящейся здесь же, рядом с основной стеной. "Мемориал"* и Рачинский со мной не соглашаются.

Я думаю, что израильские историки и Путин упрекают "Мемориал"* в чем-то похожем на описанную выше ситуацию, имея в виду лиц, сотрудничавших с нацистами и, возможно, расстрелянных и осужденных не за это, а за преступления, которых они не совершали, и потому признанных "Мемориалом"* жертвами политических репрессий.

Когда сложность мира и эпоха террора визуально представлена в едином алфавитном списке ее жертв, то она таким визуальным представлением РАЗМЫВАЕТСЯ и НИВЕЛИРУЕТСЯ.

P. S. Как написал в своем посте Дмитрий Борко: "По поводу наличия этих людей (тех, о ком заговорил Путин) в списках репрессированных Никита Петров уже прокомментировал, что в список попадают те, кто был реабилитирован советской же или российской прокуратурой. Хотя тема сама по себе, наверное, заслуживает и обсуждения, и разъяснений раз за разом".

Оригинал