В следующем созыве Законодательного собрания Карелии может вообще не оказаться депутатов от оппозиционных партий. Их туда не выберут. 

Госдума приступила к рассмотрению во втором чтении проекта федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Среди поправок появилась одна весьма любопытная. Предлагается предоставить право регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в законодательные собрания.  

Хорошо это или плохо?

Для кого как. Для партии власти («Единой России») — хорошо. При такой избирательной модели — без партсписков — она гарантированно получит конституционный контроль над парламентом Карелии. Он и сегодня есть, но именно из-за того, что существует норма регионального закона о выборах по партийным спискам, в нынешнем сентябре возник конфуз у партии «Единая Россия» на парламентских выборах в Карелии, когда процент голосующих за ее партсписок оказался весьма невысоким (29%). И если бы не отличный результат «ЕдРа» в одномандатных избирательных округах (выиграно 16 мандатов из 18), то «Единая Россия» не получила бы нынешнюю фракцию в 22 депутата (всего в заксобрании заседают 36 человек). Два последних электоральных цикла свидетельствуют, что за парламентские партсписки «ЕР» граждане голосуют плохо, а за их же кандидатов в одномандатных округах  — напротив охотно. 

То есть для партии власти (ЕР) желательно отказаться от выборов по партспискам или хотя бы до минимума сократить их процентное представительство в Заксобрании (сейчас мандаты делятся поровну между партийными списочниками и одномандатниками, по 18 мест для каждой группы депутатов). 

Соответственно, переход на модель избрания депутатов Заксобрания РК только в одномандатных округах, то есть проведение голосования за конкретных людей (за местных политических лидеров, а, по идее, такими они и должны быть) приведет к тому, что в парламент попадут очень немногие оппозиционные кандидаты в депутаты. Я не хочу никого обидеть из нынешних депутатов, но происходи выборы в Заксобрание в сентябре 2021 г. только по одномандатным избирательным округам, практически никто из нынешних 14 депутатов-партсписочников, баллотировавшихся в ЗС РК не от партии «ЕР», не попали бы в парламент. И только благодаря партспискам возникла в Карелии парламентская многопартийность: у КПРФ и «Справедливая Россия - За правду» — по четыре депутата; у ЛДПР и «Яблока» — по два депутата и по одному депутату у партий — «Новые люди» и «Пенсионеры России». 

Напомню, что в 18 одномандатных округах выиграли выборы в сентябре 2021 года всего лишь по одному кандидату в депутаты — от КПРФ и «Справедливой России - За правду». Все.

То есть у оппозиции фактически нет харизматичных личностей, способных побеждать. Именно лично выигрывать выборы.

Исключения имеются, конечно, но это именно исключения из сложившихся правил. Совсем плохо обстоят дела в региональном отделении ЛДПР, чуть лучше – хотя и тут хвалиться нечем — в КПРФ и «Справедливой России - За правду». Оценивать кадровый потенциал партий «Новые люди» и «Пенсионеры России» – сложно, их депутаты в общем-то случайно попали в нынешний состав заксобрания. Из партийных лидеров в Карелии наиболее яркой фигурой представляется мне депутат из фракции «Яблоко» Э. Слабунова. Кстати, если анализировать результаты голосования в заксобрание и Госдуму образца 2021 года, то ее личный успех много выше партийного. Особенно это бросается в глаза, если сравнивать ее думский результат и думский же «яблочный» процент победных голосов: 14,5% набирает кандидат в депутаты ГД РФ Слабунова, против 7,3% голосовавших за партию «Яблоко». Великолепное соотношение. Это и есть свидетельство личности в политике.

Скорее всего, поправка о возможности изменения структуры региональных парламентов будет принята думцами, право такого изменения они делегируют на региональный уровень. А 22 голосов фракции «Единой России» Заксобрании РК вполне хватит, чтобы засушить модель выборов по партийным спискам. Это политически целесообразно сделать единороссам. Такой переход не напугает те партийные региональные отделения, у которых имеются личности в организации, люди известные и уважаемые в одномандатных избирательных округах. Все остальные начнут вопить о несправедливости. Что для ситуации с персональной неузнаваемостью партийных представителей – и разумно. Лишиться партийных подпорок означало бы для большинства депутатов-неединороссов не попасть в следующий парламент Карелии. Но страх перед таким неминуемым исходом должен стимулировать активность местных партийных деятелей. Впереди у них пять лет. За это время можно стать уважаемыми и узнаваемыми депутатами в своих округах, лично за которых проголосуют избиратели в 2026 году.

Оригинал