За последние пять лет площадь российских лесов, пострадавших от пожаров, увеличилась более чем в три раза. Лес горит и на Крайнем Севере.

На фоне проходящих в столице Шотландии переговоров по климату в России продолжают бушевать крупные пожары.

В последнюю неделю октября в борьбе с огнем были задействованы сотни российских пожарных. По данным министерства природных ресурсов и экологии, в последние дни месяца пожарные потушили 83 лесных пожара общей площадью 23 тыс. га в 15 регионах.

Считается, что без бескрайней сибирской тайги миру будет невозможно справиться с выбросами углекислого газа. Но лесные пожары угрожают значительно снизить поглощающую способность лесов, наоборот превращая большие лесные массивы в крупные источники выбросов.

Судя по цифрам последнего годового доклада российского министерства по чрезвычайным ситуациям, число крупных природных пожаров в стране увеличилось с6 в 2019 году до 25 в 2020 году. А площадь лесных земель, пройденных пожарами, всего за пять лет выросла почти на 350 процентов. По данным экологического отчета Росстата, в 2019 году от пожаров пострадало 8,68 млн га леса по сравнению с 2,51 млн в 2016 году.

Площадь территории, страдающей от лесных пожаров, продолжает оставаться беспрецедентно большой. В сентябре представители Федерального агентства лесного хозяйства рассказали изданию РБК, что всего в этом году от природных пожаров пострадало 18,2 млн га земель, в том числе 10,7 млн га лесов.

Это в 1,5 раза больше, чем территория Шотландии, принимающей 26-ю сессию конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Страдает и российский Север. В таких регионах, как Карелия, Архангельская область, Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ, наблюдается резкий рост числа пожаров. В некоторых местах горит даже тундра.

Российские переговорщики в Глазго подчеркивают, что леса играют ключевую роль в оценке потенциала страны по поглощению выбросов. Москва полна решимости работать над официальным признанием роли своих лесов, заявил министр природных ресурсов Александр Козлов перед отъездом в Глазго.

— Наша задача состоит в том, чтобы глобальное сообщество признало, что в лесной промышленности будут осуществляться государственные и бизнес-проекты, направленные на увеличение потенциала поглощения CO2, — сказал он.

По утверждениям российских властей, российские экосистемы — в первую очередь ее леса — нейтрализуют 2,5 млрд тонн выбросов парниковых газов в год. Однако эксперты подвергают эти цифры сомнению. По словам восьми российских и зарубежных экспертов по лесному хозяйству и учету углерода, опрошенных Moscow Times, цифра в 2,5 млрд в лучшем случае необоснованна, а в худшем — нереальна.

Высокий уровень поглощения CO2 может оказаться компенсирован растущим числом лесных пожаров по всей стране.

Этим летом часть Сибири была парализована густым дымом, накрывшим несколько крупнейших городов региона. В середине августа были остановлено все воздушное движение в Якутске, заявляли представители министерства по чрезвычайным ситуациям на совещании у президента Путина.

Значительной рост числа пожаров происходит на фоне рекордного роста температур. Лето 2021 года оказалось в России самым теплым за всю историю наблюдений. По данным Росгидромета, рекордно жарким оказался август. Да и все лето в целом повторило рекордный максимум, установленный в 2016 году.

В европейской части страны температуры превысили норму на 2–3 градуса, а в августе превышение доходило до 5 градусов.

Министр природных ресурсов Козлов заявил, что Россия намерена удвоить финансирование программ по борьбе с лесными пожарами.

Россия также присоединилась к Декларации Глазго по лесам и землепользованию, которая включает обязательство защищать и восстанавливать леса. 

Оригинал