Я вот читаю самый популярный холивар этой осени и думаю: когда-нибудь эта война закончится, какие-то ограничения снимут, спорить о медицинских вмешательствах станет как-то не с руки.

Но оставит ли этот холивар хоть какой-то след в общественном сознании? Ведь вопросы, по поводу которых пылают афедронами его участники, никуда не денутся:

- Имеет ли государство право при определенных обстоятельствах на принудительное медицинское вмешательство? (И надо ли защищать права представителей некоторых сект оставлять себя и своих детей без медицинской помощи, например без переливания крови?)

- Имеет ли государство право дискриминировать людей или принуждать частные фирмы к дискриминации людей по медицинским основаниям? (И можно ли людям, которые не прошли флюорографию, работать, допустим, в детских учреждениях?)

- Имеет ли государство право ограничивать публичную активность граждан для защиты большего сообщества граждан? (И мешают ли участники митингов "проходу граждан"?)

- На какую степень вмешательства "во имя безопасности" вообще имеет право государство? (И нужны ли запреты, например, пропаганды нехорошего, допустим отказа от медицинского вмешательства или грустных аниме, в соцсетях, рамки металлоискателей в школах, измерение температуры в ресторанах и многие другие интересные и недешевые меры безопасности?)

- В каких случаях государство имеет право применять такие полномочия, а в каких не имеет? (По какой процедуре, кем и в каких случаях должен вводиться режим чрезвычайных полномочий?)

Это неудобные вопросы, но, мне кажется, обсуждать их особенно стоит, когда контекст "давайте спасем мир от опасности, а потом думать будем" исчезнет.

Оригинал