Сегодня мы покажем вам несколько интереснейших фотографий. Настолько редких и настолько важных, что публиковать их очень для нас волнительно.

Все, что здесь изображено – считается погибшим. Это коллекция смоленских деревянных скульптур, собранная учеными и музейщиками в 20-е гг. 20 в. из закрывающихся храмов. Собирали, чтобы спасти, но вышло иначе. Похоже, что все эти Спасители, Николы, Параскевы, ангелы и прочие предстоящие вместе и ушли в вечность в огне войны, волнах равнодушия и рутине бессилия. Остались только следы пойманных фотопленкой света и тени. И это окошки в мир смоленской деревни, ее церкви и ее веры, ее уклада и ее мастерства.

Всмотритесь. Многие скульптуры запечатлены фотографом еще на своем месте в храме. Как бережно, как любимых кукол, укутывали и одевали их верующие и деревенские служители. Какая в этом любовь и щемящая жалость.

Жалел наивных «деревянных богов» Петр Барановский, гениальный спаситель-реставратор и наш с вами земляк. Именно он сотоварищи собрал скульптуры в Болдинском монастыре под Дорогобужем. Но просуществовало это «убежище» недолго - музей закрыли.

Скульптуры из него известны нам по документам и благодаря этим фото из архивов Барановского и Владимира Десятникова. Сами снимки сейчас стали реликвией. Добыть их цифровые копии, чтобы показать вам, нам удалось в Дорогобужском историко-краеведческом музее. За что мы выражаем величайшую благодарность его сотрудникам.

В последующих постах мы планируем показать вам другие фото скульптур и рассказать об отношении к ним церкви (правда ли, что в православных храмах скульптуры запрещены), как повлияло народное деревянное творчество на С.Т. Коненкова, как боролись за его спасение музейщики и ученые, какие скульптуры все же сохранились и где их можно увидеть на Смоленщине.

Посты будут объединены хэштегом #скульптураподнепровья.

На снимках:

1. Резные фигуры предстоящих из города Белый: Богоматерь и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский

 

2. Резная фигура Параскевы Птницы из села Дедова Духовщинского уезда.

 

3. Скульптура Богоматери (предстоящая с композиции распятия) из часовни на кладбище в деревне Федуркино Дорогобужского уезда.

 

4. Резная фигура Николая Можайского из Одигитриевской церкви города Дорогобужа.

 

5. Иоанн Богослов из церкви села Сверколучье Дорогобужского уезда (предстоящий из композиции распятия).

 

6. Николай Можайский из села Лопатино Ельнинского уезда.

 

7. Деревянное резное распятие из села Благовещенского Дорогобужского уезда.

 

8. Резной деревянный иконостас 18 в. из села Богородицкое Ельнинского района.

 

9. Божья Матерь (предстоящая с композиции распятия) из села Василево Дорогобужского уезда.

 

10. Интерьер «Каплицы» из деревни Пензево Дорогобужского уезда.

 

Оригинал