Как же должен выглядеть закон, который будет реально работать и защищать жертву? Это довольно сложный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Безусловно, закон необходим. Возможно, имеет смысл каким-то образом отмечать, «чипировать» агрессоров, чтобы они понимали: то, как они поступают, - это неприемлемо. Но мое глубокое убеждение, сформированное годами работы с жертвами домашнего насилия, остается неизменным: закон не исправит ситуацию, пока сама жертва насилия не будет работать над собой. Банальная история: женщине предоставляют временное убежище, с ней работают психологи, снимают стресс, но затем она снова возвращается в агрессивную среду - и ничего не меняется. За время работы в центре помощи женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, «Райда» я поняла, что это некий замкнутый порочный круг и бессмысленные затраты, потому что внутренность психологической начинки женщины остается прежней. Жертва домашнего насилия просто не видит проблему.

Безусловно, человек, который позволяет себе поднять руку на женщину, тоже имеет комплекс психологических проблем (низкая самооценка, поврежденный ген и так далее). Но он поднимет руку далеко не на каждую. Самодостаточная, финансово независимая, автономная женщина не должна цепляться ни за кого. Психологически здоровый человек независим и счастлив сам с собой - и он делает здоровый выбор в пользу человека, потому что соединяется с ним на уровне сердца.

Я никоим образом не оправдываю агрессоров, но ключевая проблема домашнего насилия сконцентрирована в самой женщине. И пусть меня закидают помидорами, мое глубокое убеждение, что женщине зачастую выгодно сидеть в скорлупе жертвы: эта позиция позволяет человеку психологически не работать над собой. Бывают случаи, когда жертва сама своим поведением провоцирует агрессора на такие действия. В моей практике даже есть примеры, когда агрессор уходил в другую семью - и вел там себя идеально. 

Поэтому я за то, чтобы каждая женщина личностно росла и хотела быть счастливой независимо от своего окружения.

Пояснение к закону

Проект о профилактике семейно-бытового насилия впервые внесли в Госдуму в 2016 году, однако он не прошел первое чтение. В 2017-м был принят закон о декриминализации семейных побоев, инициированный группой депутатов и сенаторов, включая Елену Мизулину. В конце 2019 года законопроект о профилактике семейно-бытового насилия снова появился на сайте Совета Федерации. Авторы документа предложили ставить на профилактический учет агрессоров. Согласно законопроекту необходимо также обязывать виновных в насилии покинуть место проживания с жертвой и прекратить общение с ней.