Когда к вам в дом приходят силовики, этот визит может стать для вас трагическим событием, как бы разорвавшим вашу жизнь на две половины: до и после. Причина в том, что жестокость стала не просто чертой характера того или иного отдельно взятого силовика. Скорее, жестокость – это визитная карточка всей сегодняшней силовой системы в России. Мы – силовики, а значит, не только можем, но и должны безнаказанно применять силу по отношению к любому человеку, будь то подозреваемый, обвиняемый, член его семьи или просто случайно попавшийся под руку человек. Поэтому сегодня все просто: когда к вам приходит какой-то бизнесмен или просто клерк, представляющий свою фирму, он предлагает визитку. А когда к вам приходят представители спецслужб, они предлагают пытки и жестокость. Это ИХ визитка, и больше им нечего вам предложить.

Сегодня СМИ много говорят о пытках в колониях или тюрьмах. Но я хотел бы напомнить обществу также и о пытках на самом начальном этапе следственных действий. Первый обыск в твоей квартире. Первая поездка в служебном автомобиле с сотрудниками следственно-оперативной группы. Первый допрос… Все бывает в первый раз, в том числе и пытки. И неважно, кто ты: мужчина, женщина, несовершеннолетний… Ты – объект, который должен понять, кто здесь главный, и немедленно начать «сотрудничать со следствием» или, если сказать проще, немедленно должен начать делать и говорить все, чего от тебя требуют люди в форме…

Веропреступление и наказание

В знаменитом романе Оруэлла «1984» мыслепреступление – или любая неправильная мысль с точки зрения идеологии тоталитарной системы – являлось самым опасным преступлением и влекло за собой наказание в виде смерти.

В современной России все пока не так жестко. За веропреступление – или любую неправильную веру с точки зрения российской власти – у нас полагается всего лишь тюремный срок.

Например, быть Свидетелем Иеговы(*) в современной России – это с точки зрения властей веропреступление, за которое уже 299 верующих за последние несколько лет побывали в заключении, а 15 человек прямо сейчас отбывают сроки в колонии. Иногда к заключению под стражу силовики добавляют еще одно наказание для верующих – пытки.

Веропреступление и пытки в Сургуте

В феврале 2019 года после массовых обысков по крайней мере семеро мирных верующих, Свидетелей Иеговы(*), подверглись пыткам в Сургуте. Их душили до потери сознания, одевая на голову пластиковые пакеты, подвергали ударам электрошокеров и избивали изощренным образом. Об этом инциденте писала российская и зарубежная пресса: ВВС, DW, «Радио Свобода»(**), «Медуза»(**) и многие другие СМИ. «Новая газета» выпустила фильм «Свидетели и палачи», в котором описывались зверства силовиков. Михаил Федотов, глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, лично опросил верующих, которые подверглись пыткам в Сургуте, и заявил, что нужно «докопаться до истины» в этом деле.

Знаете, чем все закончилось? Докопался ли кто-то до истины? К сожалению, истина в современной России такова, что за веропреступление наказание гораздо жестче, чем за пытки электрошокером и удушения. Поэтому будут судить не тех, кто пытал, а тех, кто провинился в веропреступлении…

Веропреступление и пытки в Чите

10 февраля 2020 года в ходе обысков в Забайкалье сотрудники силовых органов ворвались в дом семьи Куценко, сломав входную дверь. Забрав хозяина квартиры, 31-летнего Вадима Куценко, они надели ему наручники за спиной, закрыли глаза и подвергли его в служебном автомобиле избиениям, удушению и разрядам электрического тока в область голени и живота, требуя признательных показаний. После этого служебный автомобиль остановился в лесу, где Вадиму сняли с глаз надетую ранее шапку и заставили выйти из автомобиля, угрожая инсценировать попытку побега. Его поставили лицом к автомобилю и подвергли избиениям. Силовики добивались от него, чтобы он оговорил своих единоверцев, обвинив их в экстремизме.

После пяти суток задержания Вадим Куценко и еще два Свидетеля Иеговы(*) были освобождены без предъявления обвинений. Вот так все просто: попытали, и отпустили…

Там же, в Чите, был зверски избит силовиками несовершеннолетний верующий Александр. Били его у него же дома, прямо на глазах у мамы и младшей сестры. Избили так, что юноша не мог подняться на ноги, ему пришлось «заползать» в гостиную, где уже зачитывалось постановление на обыск в их доме, продлившийся потом целых 12 часов…

Веропреступление и пытки в Воронеже

13 июля 2020 года минимум в семи населенных пунктах Воронежской области прошло более 110 обысков в домах Свидетелей Иеговы(*). По результатам обысков около 40 верующих, включая женщин, были под конвоем доставлены на допрос в Центр по противодействию экстремизму. Там их держали в актовом зале под присмотром вооруженных автоматчиков и по очереди допрашивали. Во время допросов на некоторых оказывали давление, использовали нецензурную брань. По меньшей мере одного верующего били ладонью по затылку.

Верующие Александр Боков и Дмитрий Катыров подверглись жестокому избиению и издевательствам в квартире Боковых. Во время обыска у 30-летнего Александра Бокова правоохранители нанесли ему несколько ударов по лицу, голове и ребрам, затем заставили отжиматься от пола и приседать до изнеможения. В этот момент в дверь позвонил друг Александра, 23-летний Дмитрий Катыров. Правоохранители завели Дмитрия в квартиру, повалили на пол и начали избивать ногами по спине и шее, выламывать руки и пальцы, чтобы разблокировать его телефон отпечатком его же пальца. Из-за происходящего супруге Александра Бокова стало плохо и ей понадобилась помощь бригады скорой помощи. Силовики пригрозили верующим дальнейшими избиениями, если они сообщат врачам о побоях. Позднее, после допроса, оба верующих были отпущены.

Никто из силовиков не был замечен в веропреступлении, и, следовательно, не понес никакого наказания…

Веропреступление и пытки в Иркутске

4 октября 2021 года массовые обыски прошли в Иркутске. Силовики снова искали «преступников» - а именно тех, кто неправильно верит в Бога.

Эти поиски сопровождались выбиванием окон даже в тех домах, где двери жилищ не были заперты. Обнаружив «веропреступника», силовики не позволяли ему одеться, несмотря на −1° по Цельсию на улице и отсутствие выбитых ими окон в квартире. Один из бойцов признался, что высокое московское начальство дало указание: штурм домов веропреступников ДОЛЖЕН сопровождаться погромами. Не просто МОЖЕТ, а именно ДОЛЖЕН.

Ну а раз такой приказ поступил, то он будет выполнен на все 100% и даже больше. И выбитыми окнами веропреступники уж никак не отделаются, силовики обязательно предъявят им свою «визитную карточку» - пытки!

Так было в семье Мериновых, где глава семьи, Николай, был избит силовиками. Били по лицу, чем-то тяжелым и твердым, каким-то предметом, а не просто рукой. Сломали человеку зуб. Жену Николая, 27-летнюю Лилю, повалили на пол, выволокли за ноги в другую комнату и подвергали физическому насилию.

А в семье Раздобаровых мужа, Анатолия, заковали в наручники и, повалив на пол, избивали ногами по голове и по почкам. Ему выламывали скованные за спиной руки и имитировали изнасилование, пытаясь воткнуть стеклянную бутылку ему между ягодиц. Грету, жену Анатолия, силовики за волосы утащили в соседнюю комнату, сковали руки за спиной наручниками, неоднократно толкали. Лишь через 30 минут ей разрешили одеться. Верующую пугали тем, что «в женской колонии хуже, чем в мужской». Обыск с пытками продолжался в этой семье более восьми часов…

Заключение

Лично мне страшно. Я не хотел бы никогда пережить такое, когда на твоих глазах и на глазах всей твоей семьи твою любимую жену волокут за ноги или за волосы в другую комнату. Или когда тебе надевают пакет на голову и при этом бьют электрошокером. Такие действия силовиков не просто делят жизнь на «до» и «после», они наносят глубокие эмоциональные раны на всю оставшуюся жизнь.

Порой мне кажется, что Россия ведет себя со своими гражданами, как древнегреческий бог Кронос (он же – римский Сатурн), который пожирал своих детей, опасаясь, что они отнимут у него власть.

Когда какое-то государство начинает вести себя так, как бог Кронос, уже абсолютно никто не может быть в безопасности. Например, силовики, которые сегодня волокут верующих женщин за ноги или за волосы и бьют электрошокерами их мужей, а также начальники этих силовиков. Они ведь тоже буквально в один миг могут оказаться на месте тех, кого сегодня преследуют. Они могут оказаться виновными если не в веропреступлении, то в мыслепреступлении. Такого я не пожелал бы даже им. Но хотелось бы искренне пожелать им подумать о неизбежности таких последствий в случае эволюции общества в сторону тоталитарного устройства. И еще желаю им сделать все, чтобы это предотвратить. Если не ради каких-то верующих людей, к которым сегодня у них нет никакого сочувствия, то ради самих себя.

Юрий Давыденко