В мае этого года случилась громкая история, облетевшая российские СМИ и блоги. Отдельно ретивый сотрудник замечательной авиакомпании не пустила на борт своего самолета инвалидов-колясочников из Твери, летевших в Калининград. Они хорошие знакомые моей коллеги, тоже инвалида-колясочника Лены Поцелуевой, попавшей в автокатастрофу 10 лет назад.

У оставшихся на земле тверичан Светланы Кокуновой и Андрея Увикова шейная травма позвоночника. Самостоятельно крутить колеса коляски руками они не могут, поэтому и пользуются инвалидским транспортом с электроприводом.

 
 
 

- Когда люди с ограниченными физическими возможностями летят куда-то на самолете, то им необходимо заранее связаться с авиакомпанией и составить заявку на перевозку своего транспорта, - поясняет Лена, имеющая опыт по части таких путешествий. - Особенного строго это касается колясок с электрическими аккумуляторами.

Но Света и Андрей - путешественники бывалые. Они неоднократно летали на самолете, и проблем с перевозкой колясок не было. Не думали столкнуться с ними и в этот раз. Однако сотрудники на стойке регистрации прицепились к мощности аккумуляторов, хотя заранее в телефонном разговоре все было согласовано.

 

Решающую роль, как всегда, сыграл человеческий фактор. Ребят не пустили на борт, сославшись на то, что емкость аккумуляторов превышает норматив. Когда Света и Андрей этот момент оспорили, вопросы вызвал тип аккумуляторов.

Заверения ребят, что все герметично, защищено от воспламенения и не опасно для жизни, были тщетны.

Особенным пассажирам предложили снять аккумуляторы с колясок и оставить их в камере хранения. Фактически это было предложение отправиться в Калининград на руках сопровождающих. И если со Светой была мама, то Андрей летел один.

Ребятам пришлось остаться в аэропорту еще на несколько часов и покупать билеты на другой самолет.

 
 
 
 
 
 

Светлана и Андрей не смирились, не оставили случившееся просто так. Они написали жалобу в прокуратуру. Началась проверка. По ее итогу правила перевоза багажа были опротестованы. Гендиректора компании обязали устранить нарушения федерального законодательства. Авиакомпанию оштрафовали почти на полмиллиона рублей.

По хорошему бы эти деньги выплатить ребятам в качестве моральной компенсации. Однако им даже стоимость билетов не вернули. Андрей и Света надеются, что их история станет уроком, и подобные ситуации не повторятся больше ни с кем. Однако свежо предание....

 
 
 

Есть и хорошие новости: с перевозом обычных колясок (механических), как правило, проблем нет, уточняет Лена. Вот почему:

- В аэропортах так же, как и на ж/д станциях, есть службы помощи маломобильным гражданам. Они встречают около аэропорта, помогают с сумками, могут предоставить коляску для передвижения, помогают зарегистрироваться на рейс, пройти все пункты досмотра и транспортироваться в самолет.

Но с перевозом дополнительного багажа в самолете туго. После автомобильной катастрофы Лена ежегодно ездит на лечение в санатории Крыма. С собой ей приходится вести целую кучу средств реабилитации. А это дополнительные плюс десять килограмм в сумке. Естественно, Лена в багажный вес, предусмотренный билетом, не укладывается. Чтобы не доплачивать, часть вещей ей приходиться перекладывать в багаж к мужу. А когда летишь один?

Было время, и авиакомпании шли навстречу: по предварительному согласованию и при наличии документов позволяли перевозить дополнительный груз. Но потом правила изменились, и это стало невозможным.

Так что, планируя путешествие, Лена говорит, что теперь несколько раз подумает, прежде чем купить билет на самолет. В принципе, уж лучше поездом. А учитывая историю, случившуюся с ее друзьями из Твери, Поцелуева тем более расхотела зависеть от капризов отдельных сотрудников авиакомпаний.

Фото из личных архивов Е. Поцелуевой, С. Кокуновой, А. Увикова и А. Чернова.