В Екатеринбурге прошел круглый стол «Объединяем НКО и социальных предпринимателей». Наш центр пригласили на этот круглый стол, потому что мы занимаемся проблемой домашнего насилия и гендерного насилия в отношении женщин.  Поскольку у меня большой опыт работы с этой темой – 25 лет, мне интересно было посмотреть, как к этой проблеме можно подойти со стороны социального предпринимательства. Круглый стол так и назывался — «Объединяем НКО и социальных предпринимателей». Основная идея встречи — как через социальное предпринимательство возможно решать социальные проблемы: совершенствовать сервисы для уязвимых групп людей и посмотреть, каким образом можно вывести некоммерческие организации на самоокупаемость.

Помогать и зарабатывать

Основная задача социального предпринимательства — решить социальную проблему и при этом помочь НКО обрести финансовую независимость, так как зависимость от грантов делает работу любой НКО дискретной: есть грант, есть проект, деньги под него и работа активизируется, а если нет пожертвований, нет грантов, нет каких-то субсидий – работа приостанавливается. Хотя мы и продолжаем работать на волонтерских началах между грантами, но все равно деятельность немножко сворачивается. При этом проблема домашнего насилия требует постоянной помощи пострадавшим, и в связи с этим главный интерес нашей организации и мой лично к социальному предпринимательству — как установить сотрудничество НКО и социальных предпринимателей, чтобы улучшить работу общественной организации с целью решения проблемы домашнего и гендерного насилия.

Благотворительность проблему не решает

Очень многие бизнесы (и крупный бизнес в том числе) не хотят ассоциироваться с насилием, с фингалами под глазами, с какими-то нападениями и ножевыми ранениями, с изнасилованными детьми. Они готовы дарить подарки, организовывать новогодние елки детям, спасать, например, котенка, вылечить животное и тому подобное, а для решения проблем гендерного насилия нужна не разовая помощь, там нужно долго, регулярно работать с этой некрасивой, прямо скажем, проблемой. Ребенок, которому подарили красивую игрушку, выглядит счастливым, а проблема домашнего насилия у нас в обществе очень стигматизирована, и многие компании не хотели бы ассоциировать свою продукцию и свой имидж с такой неприятной темой.

Отношение общества к теме насилия

Я в своей работе вижу спасенные жизни, людей, которые смогли, несмотря ни на что, стать счастливыми, детей, которые изменили свой семейный сценарий и смогли создать собственные семьи, где будут рождаться счастливые дети, и одновременно вижу настороженное отношение обществе к этой проблеме. Когда обсуждался проект закона о домашнем насилии, призванного остановить домашних агрессоров, спасти жизни и здоровье жертв насилия, огромное количество людей в обществе посчитало это вмешательством в семью, и многие мужские организации стали противниками этого закона. Я всегда думала, что, наверное, эти мужчины защищают свою личную возможность совершать это насилие. В связи со всем этим крупные благотворительные организации и бизнес не всегда считают для себя возможным заниматься этой проблематикой. Занимаются ими очень немногие.

Пример успешного социального бизнеса

На круглом столе в Екатеринбурге социальные предприниматели рассказывали, как им удалось совместить решение социальной проблемы с оказанием платных услуг. И мы в качестве НКО участвовали в круглом столе для того, чтобы подумать над собственным проектом социального предпринимательства, то есть как мы, наша организация, наши специалисты, учитывая наши человеческие и другие ресурсы, могли бы решать социальную проблему и при этом зарабатывать деньги для организации. На круглом столе мы узнали об очень интересном опыте такого предпринимательства. В Санкт-Петербурге есть экскурсионное бюро, которое оказывает высококвалифицированные услуги инвалидам-туристам с опорно-двигательными заболеваниями. В городе больше нет ни одного агентства, которое оказывало бы такие услуги, потому что надо учитывать доступность для колясочников транспорта, отелей и достопримечательностей. К ним приезжают туристы-колясочники даже из-за границы. То есть они решили социальную проблему доступности города для этой уязвимой группы людей, которые не могут сами передвигаться, и при этом они на этом зарабатывают. У них работают высокопрофессиональные гиды, и они сами себя окупают. Это просто замечательное решение, чтобы и социальную проблему решить – создать условия для маломобильных туристов, и заработать на этом.

Поиск идей

На этом круглом столе у нас был нетворкинг, где мы пытались придумать идею такого бизнеса, который помог бы решить проблему гендерного насилия, домашнего насилия и при этом специалисты организации могли бы что-то зарабатывать, опять же чтобы иметь возможность оказывать услуги тем, кто нуждается. Конечно, когда человек в кризисе, то услуги для него должны быть только бесплатными, но когда, например, женщина вышла из кризиса и хочет сменить работу, профессию, улучшить свою жизнь, то вполне возможны какие-то обучающие курсы, профориентация — такие сервисы можно делать платными. Это была наша идея, и я надеюсь, что мы ее проработаем. Плюс на этом круглом столе обсуждалась методическая поддержка для НКО — инкубатор, в котором есть возможность обучиться навыкам предпринимательства. У нас есть три сектора экономики: государственный, коммерческий и некоммерческий – социальное предпринимательство находится как раз на стыке коммерческого и некоммерческого секторов, и те инструменты, которые используются в коммерческом секторе, заинтересовали НКО, которые были на этом круглом столе.

Готовы ли НКО к социальному предпринимательству

Все НКО хотели бы быть независимыми, финансово устойчивыми. Если сама организация может зарабатывать деньги и оказывать уязвимой группе людей часть услуг бесплатно и не зависеть при этом от грантодателей или отношения общества к проблеме, то, конечно, это интересно. Но на круглом столе организаторы столкнулись и с определенным неприятием такого подхода со стороны некоторых НКО - обнаружилось непонимание инструментов из коммерческого сектора. Для нашей организации, меня и моих коллег такие новые возможности оказались очень интересными. Мы ничего не потеряем, если попробуем. И если у нас ничего не получится и мы не сможем заработать, то будем работать как раньше. Но если у нас получится, а я на это очень надеюсь, то мы приобретем дополнительную точку опоры для развития нашей организации, для ее устойчивости.