Наконец-то добралась до выхухоли и провела день по пояс в приокских озерах. В России только трое ученых всерьез изучают и спасают русскую выхухоль, среди них - Мария и Александр Онуфрени. Они восстанавливают озера (места обитания хохулей) и оберегают зверьков от браконьеров.

Марии 72 года, из них 50 она бродит по озерам в поисках выхухольих нор. Сейчас она уже на пенсии, но продолжает работать как волонтер. "Ради зайца или тигра я бы не стала, а ради выхухоли да, это важно".

Выхухоль - наш эндемик, второй такой в мире нет. В Россиюшке жить непросто, вот и нежная патриотка выхухоль вымирает. Но вымирает красиво, с мыслями о еде. "Ловишь ее, держишь за хвост вниз головой. И, если подносишь еду на ладошке, она начинает жрать прямо вверх ногами".

 
 
 

Самое сильное впечатление дня - как Мария (в 72-то года) прыгает у основания выхухолевой норы, чтобы выманить зверька наружу. На одном озере побродил, попрыгал, на другом, на третьем. Тут завяз, здесь утоп, там упал - все, устал. А озер 120. А помощников нет. А гранты не дают. А выхухоль прячется и не хочет выходить из норы. В России как выйдешь, сразу сядешь в клетку, ну на фиг, - думает выхухоль и боится. Я ее понимаю.

 
 
 

Мы с Женей Жулановой так умотались по озерам в забродах, что, как выхухоли, готовы есть лежа с ладошки. А впереди еще поездка в Присурский заповедник - будем не норы искать, а ловить зверьков и разгадывать их загадки (их очень много, сейчас не расскажу). Как большие. Очень рада, что этот многослойный материал я делаю не только для "Такие Дела", но и для National Geographic Россия. Русскую выхухоль и ученых в массы, страна должна знать.

Оригинал