10 августа 2018 года, в Кондопоге была полностью уничтожена огнем Успенская церковь, или Храм успения пресвятой богородицы - одна из главных достопримечательностей Карелии, располагающаяся в старой части города на берегу Онежского озера.

Почему вдруг «Кондопожский край» вспомнил об Успенской церкви?

Все дело в том, что в распоряжении редакции «Кондопожский край» оказался комментарий священника, отца Алексея, непосредственно связанный с утраченным храмом, который многим покажется чудом. Но это не чудо, и приведенное в тексте фото – не коллаж и не ювелирная работа в фотошопе – это реальный кадр, сделанный при служении молебна.

Каждый может по разному оценивать сие произошедшее: в силу своих взглядов и отношения к непонятному и необъяснимому, но это было запечатлено фотокамерами, и это реальный факт.

Читаем, что нам повествовал отец Алексей.

Запечатленный ангел

27 мая (9 июня по новому стилю) 1769 года императрица Екатерина II сенатским указом объявила об увеличении подушной подати с приписных крестьян Олонецких горных заводов с 1 руб. 70 коп. до 2 руб. 70 коп. С этого-то рубля и началось крупнейшее волнение крестьян Карелии 1769–1771 гг., получившее в советской историографии название «Кижское восстание».

Ранее государство-феодал, не мучаясь проблемами поисков рабсилы, взяло да и приписало крестьян к заводам, чтобы те выполняли ряд заводских работ. Первые чугунолитейные заводы (Спировский, Устьрецкий, Феймогубский, Лижемский, Кедрозерский) были основаны в Заонежье в 1670–1690-х годах и к 1680-м годам находились во владении датского дипломатического резидента и предпринимателя Генриха Бутенанта.

По существу, в Заонежье распространилась одна из самых тяжелых форм феодальной эксплуатации: труд приписных крестьян на заводских работах соответствовал барщине в частновладельческом секторе сельского хозяйства. Кижане неоднократно восставали против самодурства и произвола властей и, в конечном итоге, протесты крестьян, желавших быть свободными, закончились расстрелом крестьянского схода у стен Кижского погоста 1 июля 1771 года.

Вы можете спросить, а какое собственно отношение имеет сей комментарий к этой фотографии? Самое непосредственное…

 

Дело в том, что храм Успения Богородицы в Кондопоге датируется 1774 годом и был построен в память о… погибших участниках того самого Кижского восстания 1769–1771 г., в котором принимали участие и крестьяне Кондопожской волости.

Храм до гибели в огне пожара стоял на берегу Онежского озера, на мысу, вдающемся в Чупа-губу. И именно этот храм, по словам покойного архитектора А. В. Ополовникова, «лебединая песнь» народного деревянного зодчества на русском Севере запечатлен на комментируемой фотографии.

Это был ПАМЯТНИК СВОБОДОЛЮБИЯ РУССКОГО НАРОДА, которое сегодня пытаются попрать ПЕНСИОННЫМИ РЕФОРМАМИ и НАВЯЗЫВАНИЕМ НАМ КУЛЬТА «ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА».

За веяниями «духа времени» нашего XXI века отчетливо различим сей культ Маммоны – воплощения эгоизма, жадности и наживы. Просмотрите комментарии в сети, посвященные пожарам в Кондопожской церкви Успения Богородицы и в Нотр-Дам де Пари. Почти все они, за редким исключением, написаны в сугубо материальной плоскости и речь в них идет о том, кто сколько пожертвовал на восстановление этих святынь – символов народов/государств – Франции и Руси… Но да Бог с ними, с комментариями, каждый видит мир с точки зрения того, чем сам одержим.

Я возвращаю вас в Кондопогу начала XXI века с тем, чтобы взглянуть на произошедшее с ПАМЯТНИКОМ СВОБОДОЛЮБИЯ РУССКОГО НАРОДА с точки зрения мира духовности (не путать с «духовными скрепами»!), то есть с точки зрения того самого – «параллельного» и невидимого до поры мира духов. Мира Ангелов и демонов, ведущих жестокую брань за народную Душу в целом и душу каждого конкретного Человека.

Видимо сейчас пришло время рассказать и об этой фотографии.

Спустя год после кондопожский событий 2006 года, в ноябре 2007 года я принимал участие в съемках документального фильма о варварских вырубках леса в Карелии и уничтожении остатков образцов деревянного зодчества Русского Севера.

Одну ночь мы со съемочной группой ночевали в Кондопоге и, разумеется, побывали в Храме - памятнике.

17 ноября, заплатив сторожу 100 рублей, я вошел в алтарь и отслужил молебен. Во время молебна всеми фибрами души я ощущал невидимое Божие присутствие. На выходе из Храма оператор запечатлел меня на цифровую камеру. Когда по возвращении домой, стали просматривать отснятые материалы, увидели сего «Запечатленного Ангела»…

10 августа 2018 года в результате поджога (по свидетельствам СМИ) одним из малолетних потомков духовно выродившегося «советского народа», символа Русского Севера не стало...

Лишь 17 венцов, возле которых летел Вестник Божий, опаленного изнутри алтарного подклета со следами еще более древнего алтарного прируба, как 17 «ветхих» пророчеств об Истинном Сыне Божьем, продолжают свидетельствовать о былой вере наших нордических предков.

Отец Алексей

А теперь возвращаемся обратно в наши дни.

От редакции «Кондопожского края»

Кстати, если говорить на прямоту, Глава райадминистрации Виталий Садовников, как ответственное должностное лицо еще тогда по факту утраченной Успенской церкви должен был бы написать заявление на увольнение со своего высокого поста. Это было бы правильно и по-мужски. Не смог сохранить уникальный памятник, визитную карточку нашего города – уходи со своего поста. Однако он этого не сделал, видимо, при должности оставаться ему оказалось уютней.

Напомним, это было лето 2018 года. И вовсю шла избирательная кампания в наш горсовет. Кандидаты в депутаты, озабоченные утратой Успенской церкви, тогда бросили клич о сборе денег на восстановление. И даже сами открыли какой-то банковский счет для этих целей. Однако со временем их пыл пропал, их азарт улетучился, и они уже не вспоминают о своих благородных предложениях.

А обугленные бревна церкви окружены прекрасными цветами. Они здесь символ жизни и надежды.

 

 

Оригинал