Телеканал «Дождь»* признали иностранным агентом. Это, конечно, плохо и неконституционно. Однако для уже находящихся в списке «агентов», например, для «Мемориала»*, — это хорошо.

Я помню, когда собеседовалась в «Мемориал»* в 2016 году, один из первых вопросов был: «А Вам не страшно, что «Мемориал»* признан иноагентом?» На этот вопрос себе ответила задолго до собеседования. Мне было не страшно, так как я уже тогда много читала про Большой Террор и понимала, что статус «агента» власти любят раздавать приличным людям за то, что подозревают их в критике государства. Права человека — это всегда про критику государства. Собственно, концепция прав человека и была изобретена как противопоставление маленького человечишки и большого и сильного государства. Уж коли я хотела заниматься правами человека, то и статус «агента» казался логичным.

В 2016 году «агентов» было мало, и многие организации, которые сотрудничали с «Мемориалом»*, предпочитали статус не афишировать на сайтах.

Однако, когда «агентов» становится много и в списки попадают классные и популярные организации типа «Дождя»*, «Медузы»* и «Важных историй»*, происходит нормализация и гламуризация списка «агентов». Быть не-агентом уже как-то и непристойно даже. Вроде как, если ты не «агент», значит, ты «пропагандер» или «верный бульдог власти» типа Соловьева.

А это, сами знаете, фу-фу.

Оригинал