21 августа в Екатеринбурге прошел круглый стол «Объединяем НКО и социальных предпринимателей»

Цель его определена почти полностью названием — чтобы некоммерческие организации, работающие с проблемами гендерного насилия или проблемами ЛГБТ, собрать вместе и познакомить с социальным предпринимательством вообще и уже работающими социальными предпринимателями, а социальных предпринимателей познакомить с этой категорией НКО, наметить перспективы их взаимодействия и показать, что эта сфера НКО может быть интересна для социального бизнеса.

Надо сказать, что это не был классический круглый стол, с выступающими и обсуждением каких-то вопросов, так как большую часть встречи занимала интерактивная программа, во время которой люди в разных группах придумывали свои социальные бизнесы, и некоторые из них они теперь планируют реализовать, то есть была достигнута одна из целей встречи. Была достигнута и еще одна цель — показать НКО, как работает социальный бизнес, на что можно опираться, с чего начинать, как с помощью этого бизнеса организовать постоянное финансирование НКО.

 
 
 

Кто участвовал

В целом проект «Объединяем усилия» нацелен на несколько городов: Барнаул, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Казань. И три последних города были ключевыми в этом мероприятии. Среди участников были: СПб РОО «ИНГО. Кризисный центр для женщин», Ресурсный центр для ЛГБТ в Екатеринбурге, IMPACT HUB MOSCOW, ЕФИ ЖИВА, АНО "Центр поддержки инициатив "Урал", АНО Центр социальной помощи “Луна», Безопасный Дом, ФемКызлар, Центр развития некоммерческих организаций* (ЦРНО)", "Региональный представитель в Санкт-Петербурге Фонда «НАШЕ БУДУЩЕЕ», Благие Дела, Ассоциация социальных предпринимателей.

Круглый стол впервые

Такой круглый стол проводился впервые, но это было второе большое мероприятие в рамках проекта «Объединяем усилия для устойчивой поддержки уязвимых групп», который сейчас осуществляется Фондом Фридриха Эберта и комитетом «Гражданское содействие»* при поддержке Евросоюза. Большое стартовое мероприятие по этому проекту состоялось в начале июля в Санкт-Петербурге, оно было достаточно представительным, насколько это возможно в рамках пандемии. Там были представлены разные НКО и социальные предприниматели, но это был не круглый стол, а конференция, цель которой было познакомить НКО друг с другом и социальными предпринимателями, предпринимателей между собой и с НКО, а также наметить пути сотрудничества между ними. Эти пути были найдены, и на круглом столе в Екатеринбурге несколько человек уже сказали, что после первой конференции они начали сотрудничество с организациями из своих городов, с которыми познакомились на мероприятии.

Кто успешно работает в сфере социального бизнеса

Здесь два аспекта: социальное предпринимательство прописано в законе, где определено, кто именно может считаться социальным предпринимателем, там есть разные категории, но суть в том, что целевые группы, на которые нацелены наши проекты — женщины, пострадавшие от насилия, ЛГБТ и мигранты – они, к сожалению, не относятся по закону к этим категориям. То есть, если говорить юридически, назвать это социальным предпринимательством сложно. Но если мы берем социальный бизнес по определению, то есть как бизнес, который наряду с зарабатыванием денег одновременно решает какую-то социально значимую проблему, то тут все немного лучше, но все равно непросто, потому что ниша сама по себе непростая. Вот как раз из Санкт-Петербурга приехала представительница риэлторского агентства, у которой целевая аудитория ЛГБТ. Агентство предоставляет этой аудитории услуги. Однополые пары сталкиваются с непониманием со стороны продавцов квартир, которые часто демонстрируют неприятие однополых отношений. Многие однополые пары не знают, как оформить квартиру на двоих и тому подобное — эти проблемы решает Агентство, это ее ниша.

Есть несколько бизнесов, которые связаны с благотворительными фондами, поддерживающими женщин в сложных жизненных ситуациях. Конкретно такие компании я сейчас назвать не могу, поскольку сфера сложная для построения в ней социального бизнеса, но очень надеюсь, что в рамках нашего проекта, который, в том числе, предусматривает обучающую программу-инкубатор для НКО, чтобы построить свой социальный бизнес, такие предприятия появятся и в будущем у меня будет больше примеров, как такие проекты реализуются.

Почему социальный бизнес, а не привычная благотворительность?

Благотворительность, это когда помогают деньгами или вещами, чтобы за короткий период закрыть какую-то потребность, а социальное предпринимательство — это бизнес, на этом зарабатывают деньги. Это модель, которая одновременно покрывает какую-то потребность социально уязвимой группы, но это и обустроенная бизнес-модель, которая приносит прибыль тому, кто ведет этот бизнес. Социальная часть — неотъемлемая составляющая такого бизнеса, но цель предпринимателя не нажиться на группах социально уязвимых людей, а наоборот — решить какие-то конкретные проблемы уязвимой группы. Вот еще пример — бизнес одной из участниц круглого стола в Екатеринбурге — у них турагентство, которое организует путешествия для людей с инвалидностью, например, с проблемами опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, которые вынуждены передвигаться на коляске не могут ездить в обычные туры, поскольку в них не предусмотрены безбарьерные маршруты для инвалидов. Но люди с инвалидностью тоже хотят путешествовать и имеют на это право. Агентство решает эту проблему. Оно получает за это деньги и одновременно решает проблему путешествий людей с инвалидностью.