Артур Парфенчиков, глава Карелии

Губернатор Карелии Артур Парфенчиков встретился в Пудоже с сотрудниками местного подразделения республиканского предприятия «Авиалесоохраны». Июльские лесные пожары в Карелии продемонстрировали как мужественность борцов с огнем, так и слабость самой лесоохранной службы. Причины последнего лежат на поверхности. 

Во-первых, низкая заработная плата у сотрудников. Люди, рискующие жизнью, без преувеличения можно сказать, идущие в огонь, получают в месяц по 20 тысяч рублей. Охранник в магазине получает больше. И потому отток специалистов из «Авиалесоохраны» закономерен. 

Во-вторых, многолетнее невнимание государства к предприятиям лесной охраны привело к серьезному ухудшению их материально-технической базы. То есть и работать стало некому (из прежних ста сотрудников республиканской «Авиалесоохраны» осталось чуть более двух десятков), и материальная оснащенность пожарных желает быть лучше. Резкое увеличение нынешним летом числа лесных пожаров в Карелии, на которые приходилось оперативно вылетать, привело, например, к такой странности, как дефицит топлива для авиационной техники. Главе Карелии А. Парфенчикову пришлось даже докладывать об этом во время онлайн-совещания по теме лесных пожаров президенту страны Владимиру Путину, прося финансовой помощи для авиационной лесоохраны (деньги оперативно выделили республике из резервного фонда правительства России). 

Годами нерешаемые материально-технические и финансовые проблемы стали причиной чехарды с кадрами руководителей республиканского предприятия «Авиалесоохраны». За три года сменилось пятеро директоров. Все ли они были профессионалами в порученном им деле, судить не станем, но точно все они, а следом и весь коллектив, оказывались заложниками государственной политики в сфере охраны лесов от пожаров. Кстати сказать, не во всех регионах столь удручающая картина. В соседней с нами Архангельской области материальная и финансовая ситуация в «Авиалесоохране» гораздо лучше, чем в Карелии. Потому что здесь региональный бюджет берет на себя софинансирование охраны лесов, и сумма эта значительная.  

Однако утверждать, что только в Карелии сложилась столь негативная ситуация в этой сфере, было бы неправдой. Ровно то же самое наблюдается и в Мурманской области. Архангельская область, скорее, исключение. 

Лесные пожары -особенно в Якутии, где леса и сегодня продолжают масштабно гореть, — показывают, что произошла системная ошибка и затыканием дыр (ситуационным реагированием-помощью) ее не решить. Сейчас срочно принимаются Москвой новые управленческие решения. Кроме того, что федеральный бюджет вдвое увеличит расходы на борьбу с лесными пожарами (с 6 до 14 миллиардов рублей), перераспределятся и полномочия по пожаротушению между федеральным центром и регионами. Отвечать за борьбу с пожарами в лесах будут в большей степени федеральные организации. И это справедливо, потому что значительные суммы от аренды лесных участков, выплачиваемые лесозаготовителями, уходят в федеральный бюджет, а не в региональные (в Карелии фиксируется двукратный рост таких платежей (по планам текущего года он составит примерно 1,5 млрд рублей, а в 2018 г. отчисления составили 740 миллионов рублей).         

Не исключено, что функция лесной охраны уйдет на федеральный уровень. Регионы с этой задачей не справляются, надежд на арендаторов лесов (на коммерческие предприятия) – мало. Губернатор А. Парфенчиков, общаясь в Пудоже с сотрудниками «Авиалесоохраны», аккуратно все эти темы озвучил. 

Алексей Кайдалов, министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии 

Бывший министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии А. Кайдалов дошел уже до Верховного суда России, добиваясь, чтобы его судили не в Карелии. Он не верит тому, что судьи в республике будут не предвзяты по отношению к нему, обвиняемому в получении взятки, и на этом основании просит рассмотреть его дело за пределами Карелии. Иначе говоря, настаивает на изменении территориальной подсудности. Однако Верховный суд России отказал защите Кайдалова в удовлетворении данного ходатайства. 

Министр Кайдалов был задержан в феврале 2020 г. при получении взятки вместе с бывшим заместителем гендиректора аэропорта Петрозаводск. Следствие доказывает, что Кайдалов и его сообщник получили две взятки от подрядчиков за беспрепятственное финансирование госконтрактов и приёмку работ на территории аэропорта по завершении строительства. За это они брали 4,5 млн рублей. 

В первой судебной инстанции министр Кайдалов был признан виновным в двух эпизодах по ч. 6 ст. 290 УК РФ и осужден на четыре колонии со штрафом в семь миллионов рублей. Он отрицает свою вину, считая, что если б его уголовное дело рассматривалось за пределами Карелии, то и решение было иным. В мае нынешнего года он уже обращался в Третий кассационный суд общей юрисдикции Санкт-Петербурга с просьбой изменить территориальную подсудность, и ему в том было отказано. Теперь аналогичное решение по жалобе Кайдалова принял и Верховный суд России.  

Судить Кайдалова за взятки будут в Петрозаводске. Таково решение Верховного суда РФ, а кроме того суд продлил еще на три месяца срок содержания обвиняемого экс-министра под стражей.

А. Кайдалов был приглашен в правительство Карелии губернатором Парфенчиковым и руководил Минтрансом РК в 2018–2020 годах. Карьера его завершилась коррупционным преступлением (это доказывает обвинение в суде). 

Оригинал