День 62-й

У НАС ДОЖДЬ! Ура-а-а-а!

Я постоянно пишу про пожары в последнее время. И со стороны, наверное, кажется, что ничего другого у нас не происходит. Давайте я вам расскажу, как проходит мой день, — потому что прямо сейчас я сижу в радиорубке и слышу барабанящий звук дождя и мне кажется, что это самый прекрасный звук, который я так долго ждала.

Итак, у нас дождит уже второй час, все дорожки снова мокрые, а небо — серое. Но самое главное, что пожар на Путсаари хоть и продолжается, но там уже работают наши и сотрудники МЧС. Больше всего я обрадовалась, когда час назад нам ребята сказали, что и до них добрался дождь!!! Это прекрасно! Первая лодка с нашими добровольцами уже собирается на базу, некоторые из них работают на пожаре уже третьи сутки. Напомню: это очень сложный пожар, у нас туда выехало уже пять групп разной степени усталости. Я искренне надеюсь, что дождь — это первая из прекрасных новостей.

Вторая прекрасная новость — сегодня на нашу базу приехали новые рукава!!! А еще я радуюсь тому, что не нужно ехать на окарауливание пожара в бухте Терву. Мы там вчера протушивали очаги и контролировали северо-западную кромку, с утра пожар немного убежал с юга. Теперь все хорошо. Там очень высокий рельеф, порядка 55 м, красивые обрывы и скалки в виде амфитеатра, полочки. Потрясающие виды! Как хорошо, что пожар остановлен — ведь это не остров, а материковая часть и рядом — деревня. А еще на этом участке есть бурелом с предыдущих пожаров прошлых лет. И если бы убежало — пришлось бы эвакуировать население и уходить. Такое уже ни ранцы, ни линии при такой жаре и удаленности от воды не спасли. Нам снова повезло! Спасибо всем туристам, кто помогал "всем миром" тушить эти уникальные заповедные места!

А сегодня уже прохладно и сыро. Вчера я сделала фото в ночи, когда мы возвращались на базу. Вот так выглядят ночные костры на о. Койонсаари с песчаным берегом. Еще вчера я смотрела ни них с воды и понимала, что этот "живой зверек" дарит тепло и помогает людям, создает атмосферу и дополняет любой туристический быт. Но с другой стороны, именно такие "безобидные" костры и становятся причиной пожаров...

Я смотрю на наши сосны, они снова стоят с капельками на иголочках. И это самое прекрасное, ведь мы не видели этого уже месяц! Снова запах сырой земли и леса. Еще утром я выходила из палатки, "потому что надо", еще днем я дежурила в ГБР, была собранной и на низком старте. А сейчас я снова замедляюсь и выдыхаю. Искренне надеюсь, что сегодня я уйду пораньше спать, потому что наш день сурка как-то затянулся. Мечтаю пожить без пожаров хоть сутки.

Знаете, как я сегодня отдыхаю? Я просто из РТП превратилась в... хозяйку, которая снова готовит суп и делает поджарку, занимается РСО и спокойно сидит на лавочке, а не бегает электровеником по лагерю)) Поверьте, по сравнению с пожаром — это чистый отдых!

Желаю всем пожарным сухих рукавов и спокойного дежурства. Семь три!

День 65-й

Вот уже более двух месяцев я на островах, сегодня последний день июля. Что у нас нового? Итак, на сегодня (31 июля) у нас зарегистрировано 39 пожаров. Пока только о. Путсаари под вопросом — никто до сих пор не знает, сколько там выгорело. Ребята продолжают там работать и ночевать, постоянно проверяют и перепроверяют. Сейчас пожар уже под нашим контролем, но остается много проливки и обхода. Окарауливание — наше все!

Я вчера тоже окараулила пожар в Терву — все хорошо, ни на кромке, ни в центре новых очагов не обнаружила, итоговая площадь пожара — 1,17 га. Через день лучше бы еще раз проверить, на всякий случай.

Ночью был хороший дождь, ура! У нас погода стала напоминать ладожскую: ветер, волна, сыро. Температура воды около 10 градусов, но мы все равно купаемся, как без этого?))

Вчера приехала новая смена — привезли много всего для поведения лагеря ОДЛП. Напомню — с 1 августа у нас стартует лагерь для добровольных лесных пожарных из различных регионов. Люди специально приедут получить актуальную информацию, узнать много нового. Будут учения и программы. Еще мы ждем "тяжелую артиллерию" в виде сводного отряда Гринписа.

Ну а я передаю свои знания по РСО новым участникам. Народу много — и мусора тоже. Я переместила свои мешки с РСО в ГСМ, иначе не влезало)) Продолжаю отдавать по мешку-два всем, кто готов взять и сдать это на переработку. Но пока что у нас все равно копится собранный раздельный "мусор". В этом году у нас покупается огромное количество питьевой воды (берем в патрули и на пожары) — такого количества крышечек я не помню, не говоря уже про бутылки.

Я отдыхаю от пожаров и с удовольствием все чаще остаюсь на острове. Возможно, уеду на несколько дней "в отпуск", наблюдателем)

У нас много народу, приехала целая группа поваров и поварят, наводят порядок на кухне, все расставляют по полочкам! Шик и блеск! Мне остается только радоваться, что утром у меня снова есть прекрасные пара часов, чтобы почитать или поспать чуть подольше, — ведь раньше я почти постоянно готовила завтраки.

Мы продолжаем дежурство и патрули, на Котилуото у нас наблюдатель, а скоро и на ПК тоже будет группа людей, кто сможет сообщать нам о дымах и погоде.

Мы дождались подмоги. Мы дождались дождей. Я надеюсь, что пожаров больше не будет. Да будет так!

День 66-й

Все хорошо. Меня часто спрашивают: как там Путсаари?! Сейчас наши добровольцы тушат этот остров вот уже несколько дней подряд. Работают совместно с сотрудниками МЧС. Пожар локализован, но до сих пор есть необходимость контролирования и протушивания кромки. Погода позволяет: по крайней мере у нас стало прохладнее и пасмурнее, дожди.

Вчера приехала "тяж6лая артиллерия". Сегодня (1 августа) сводный отряд Гринписа поехал на Путсаари в подмогу нашим. Мы надеемся, что этот пожар уже никуда не уйдет, — остается кропотливая планомерная проливка и окарауливание. Напомню: пожар сложный и большой, площадь пока никто не знает, но десятки гектаров.

Очень радует, что новых пожаров и звонков нет. Это просто счастье — заниматься делами по хозяйству и радоваться погоде! А еще я снова с удовольствием хожу и фотографирую)) Вот вчера, например, понаблюдала за ужом и зябликами — пикантность заключалась в том, что ужик был в засаде в 15 см от молодого зяблика, которого прилетала кормить мамаша. Все обошлось, птенец выжил. Впрочем, уж тоже был упитан — видимо, мышки и бурозубки развелись благодаря нашим пищевым отходам)

А еще мне очень помогла Василиса — увезла шесть мешков с РСО!!! Кстати, ребята охотно консультируют и рассказывают горожанам и всем интересующимся, что и куда можно сдать на переработку!!! Хорошо, когда есть желание и большая машина!!!

Люди у нас приезжают и уезжают, логистика кипит. Живем дальше.

День 67-й

Итак, у нас снова дождь! Вернее — ДОЖДИИИ!!! Перед полночью начался и шел всю ночь, под утро только остановился, давая всем нам передышку и возможность выйти на завтрак. Промочило всех и все, весь остров мокрый насквозь. У некоторых потекли палатки, промочило дно и даже... сломало дугу( Такое бывает каждый сезон, увы. Ветер тоже был сильным.

Еще у нас уже третий день проходят уроки в рамках тренировочного лагеря ОДЛП для региональных пожарных добровольцев — к нам приехали ребята из Астрахани, Калининградской области, Бурятии и пр. Со всей России к нам каждый год приезжают добровольцы получить актуальные умения и навыки, научиться азам пожарного искусства и стать более подготовленными. Все навыки они смогут применить у себя дома, в своих отрядах добровольных пожарных и спасателей.

Народу реально много — у нас есть целая команда из четырех человек, которая занимается только готовкой еды и всей кухонной логистикой. Я продолжаю отдыхать от пожаров и заниматься РСО. А в перерывах лекций и практических занятий наши добровольцы запросто могут починить... баню! Ведь когда есть сразу пара десятков рук — любая работа по плечу! Сегодня наша починенная баня — это самое теплое место на острове. Мы ее уже затопили и сушим внутри геокупола все намокшие вещи и спальники.

Все хорошо, новых пожаров нет. На Путсаари тоже был дождь — но все очаги продолжают тлеть и гореть, дождь для них не помеха. Люди иногда думают, что дожди решают все проблемы с пожарами — это миф, торфяные пожары никуда не деваются, они запросто могут продолжаться даже зимой, под снегом. На Путсаари продолжается тушение и проливка торфяных очагов сводным отрядом Гринписа.