Национальные интересы России — это прежде всего совокупность интересов государства, общества и личности в различных сферах деятельности. Формирование и воплощение в реальность национальных интересов – одни из важнейших задач государственных организаций, широких слоев общества, политических партий и каждого человека в отдельности. Это очень сложный и многогранный процесс, который требует совместных усилий не только государственных деятелей различных уровней, но и ученого сообщества, политического истеблишмента.

В этот дискурс вовлекаются люди, которые мыслят на уровне интересов нации, постоянно формулируя их. Базисом определения интересов нации являются существующие в государстве политические механизмы по формированию этих интересов.

Национальные интересы России и выживание страны

Главное звено национального интереса – необходимость сохранения (выживания) страны и ее динамичное развитие на каждом из уровней организации не без учета ситуации на международной арене. В условиях постоянного ускорения глобализационных процессов возникают определенные противоречия между этими процессами и национальным интересом, национальной безопасностью.

Формулировка национальных идей одного государства больше не может проходить в отрыве от интересов окружающих государств и мирового сообщества. Возникают новые форматы международного сотрудничества, отличающиеся по своему механизму как от логики правительств, так и от логики рыночной системы.

Национальные интересы России: единство народов

Изначально принадлежность к российской цивилизации многих этносов, религий было обусловлено тем, что они длительное время совместно проживали на единой территории. Сформировались многочисленные социальные, духовные, экономические, культурные связи на различных уровнях, начиная от бытового и заканчивая уровнем государственных структур и крупного капитала.

Россия являет собой особый мир – Евразию. Она отличается по своей сути и от Запада, и от Востока. Русская нация в ранние исторические периоды формировалась не без влияния угро-финских и тюркских племен. Со временем произошло объединение разноязычных наций в единую нацию евразийцев, возникло единое государство – Россия. Н. С. Трубецкой по этому поводу утверждал, что источником формирования российского государства является общность населяющих его народов, называемая евразийской расой.

Исторически сложилось, что в общественном сознании существуют две противоположные оценки сущности российской цивилизации. Евразийцы и славянофилы оценивали Россию как самобытное и самодостаточное государство. Западники говорили о том, что российское государство есть продолжение западного мира. Одновременное сосуществование диаметрально противоположных точек зрения говорит о незавершенности процессов формирования национальной идеи. Этот процесс цивилизационного поиска продолжается до сих пор.

Национальные интересы России: культура и национальная идея

Культурный подход подчеркивает самобытность, своеобразие России, подчеркивая примеры стремительного подъема человеческой души. Цивилизационный же подход указывает на ее отставание от Запада. Причем цивилизационное отставание в первую очередь проявляется в бытовых вопросах, экономических реалиях и политической сфере. Отсюда следуют нередкие эпизоды модернизации. В отношении культуры Россия всегда была вне конкуренции, имея мощный культурно-нравственный задел.

Русская культура стала душой России, сформировала духовный облик государства. Именно на культурной почве проявили себя многочисленные русские творцы. История культуры неразрывно связана с историей цивилизации. Россия, встав на сторону культурного развития, смогла обеспечить себе выживание в цивилизационном контексте, несмотря на ресурсный дефицит по сравнению со странами Запада.

Многие представители образованного общества России в XIX веке скептически смотрели на западную цивилизацию. Запад стал ассоциироваться с бездуховной жизнью, попранием религиозных и иных моральных ценностей. Русская интеллигенция не хотела принимать реальности индустриального общества, где центр тяжести переносился с духовной сферы жизни человека на материальную. Было понятно, что это само по себе отрицает классические западноевропейские ценности. Нарастало двоякое отношение к Западу, сочетавшее в себе признание заслуг западной цивилизации в науке, технике и культуре и неприятие вырождения в мещанство. Так и сформировались истоки процессов поиска национальной идеи, которая сочетала бы в себе культурный и цивилизационный аспекты.

Национальные интересы России: что делать?

Нужна модернизация с сохранением самобытности. Россия – это не враг западного мира, а его особый тип, одна из возможностей его развития. Этот тип продолжает складываться. При любых попытках реформ это необходимо учитывать. В эпоху перемен надо не забыть про преемственность духовных ценностей и культурных традиций.

Таким образом, Запад нуждается в духовном и нравственном опыте России. России же в свою очередь необходим практический, материальный опыт Запада. Основная проблема, которая стоит перед Россией, заключается в примирении собственных культурных традиций с основными достижениями западной цивилизации. В основе этой задачи лежит формирование нового типа человеческой солидарности, которая не сводится к исключительно экономическим формам.

Речь идет об определенной духовной общности, которая будет связывать людей независимо от их частных или национальных интересов. Этот вполне достижимый идеал является морально-религиозным и несет в себе культурные основы человеческой жизни, исходящие из православной этики. Ф. М. Достоевский называл это качество «всемирной отзывчивостью».

Россия и Запад – это не два разных мира, а два направления одной системы, развивающиеся зачастую в несовпадающих направлениях. Запад в первую очередь отдает приоритет правовым аспектам общественной жизни и росту экономического потенциала. Россия в свою очередь апеллирует к духовным ценностям, не отрицая при этом значимости экономического развития и главенства права. Стремится именно моральные основы сделать локомотивом прогресса общества.

Россия не пренебрегает достижениями западной цивилизации, а стремится на их основе построить у себя общечеловеческую цивилизацию. Россия и Запад – две неотделимые части европейской цивилизации, которые при этом находятся в противоречиях. Через это противостояние всегда реализовывался и реализуется сейчас механизм саморазвития европейской цивилизации.

Оригинал