"Стример" означает в русском языке "тот, кто ведет прямой репортаж о каком-то событии". От английского stream ('поток'), он "находится в потоке событий и оттуда говорит нам". Корреспондент ведет прямой репортаж с баррикад, войны, больницы, свадьбы или со дня рожденья своего кота. Когда-то это была редкая профессия, сегодня из разнообразных служб размещения видео, начиная с YouTube, стримеров становится все больше и больше.

Среди множества стримеров я говорю о тех, кто в первую очередь рассказывает или показывает самого себя. Конечно, первыми массовыми стримерами такого рода были эротические стримеры. Какие-то женщины или мужчины, готовые говорить о сексе, показывать секс и... впрочем, я не слишком сведущ, я не смотрел такие стримы, не был в таких чатах. Ведущие, конечно, должны показывать, как им приятно все, что они делают, но ясно: этот стрим для них — в первую очередь заработок, они не показывают свою обычную работу и жизнь, они изображают ее.

А вот в чем я немного сведущ - это в шахматных стримерах. Шахматные стримеры - особая порода людей. Шахматисты любят играть в блиц (пять, три, а сегодня даже и одна минута на партию) и болтают во время игры. Обнаружилось, что у хорошего блицора, гроссмейстера, найдется тыща, а может, и больше поклонников, готовых часами слушать его шахматные речи и следить за его игрой.

Таким образом, шахматисты оказались первыми, кто вынес свою будничную жизнь на экран. Первыми, кому стал регулярно немного платить за возможность смотреть и слушать то, что шахматист делал бы и без всяких зрителей. Шахматы стали средством "саморастущего логоса" - если выражаться в духе мало кому интересной философии.

Я больше слежу за русскоговорящим шахматным эфиром. За двумя Сергеями: Сергеем Шиповым и Сергеем Жигалко, москвичом и минчанином, гроссмейстерами. Сергей Шипов говорит современным русским литературным языком, моментально создает запоминающиеся метафоры (правда, ненадолго, сейчас ни одну вспомнить не могу), говорит обо всем в эфире (кроме политики, секса и богословия). Он может рассказать об истории шахмат, о тренерстве, о семейной жизни, о любимой книге, его обаяние — пожалуй, в безграничном уважении к шахматистам и шахматам, перекрывающим любые границы. Хороший ход - вот что важно в этой жизни, плодотворная дебютная идея важней для него любой галактики и любого сокровища. Он искренне сорадуется любому шахматному таланту.

Сергей Жигалко речевым запасом напоминает Эллочку-людоедку. Он не комментирует чужую игру, он играет сам, обычно по минуте ("пулю", как называют это умельцы). В запас его 30 фраз входят: "Сережка, что же ты наделал", "Ну как так можно", "Ладно, собрались", "Надо выйти на серию", "Богатырский кулачок!!!", "В вашу честь, дорогие зрители!!", "Нас уже тысяча зрителей, огромное всем спасибо! 200 лайков, сделаем 500", "Огромное спасибо донаторам".

Они оба, как и, наверное, десятки или сотни русскоязычных стримеров, - не герои нашего времени. Они - образ будущего, в котором человек обеспечивает тем, что просто показывает то, что он умеет и любит делать.

Оригинал