Избранные ксенофобии. Ксенофобия № 11. Июнь 2020 г.

В связи с убийством Джорджа Флойда во многих странах традиционной демократии прокатилась волна осквернения, разрушения, демонтажа памятников знаменитым людям, так или иначе замеченным в расизме. Волну эту гнали сторонники движения Black Lives Matter - BLM (Жизни черных важны). Своего рода апофеозом этого «вандализма справедливости» стало покушение на памятник Уинстону Черчилю на Парламентской площади в Лондоне.

Перспективы «монументальной мести»:

1. До начала ХХ века 99.99% европейцев считали представителей негроидной расы неполноценными людьми (недоразвитыми, низшими, второсортными и т. п.). Так считали все французы, все немцы, все шведы, все белые американцы, все русские (которые знали о существовании негроидной расы) - все, все, все. Так думали великие политики, великие художники, великие ученые, великие врачи. Таковы были их представления о человеке и человечестве.

2. Почти все мужчины, которым человечество поставило памятники, в той или иной степени были сексистами. Среди них, наверное, не много было уж совсем отмороженных женоненавистников, но все остальные, со всей очевидностью, были сдержанными сексистами, вежливыми сексистами, понимающими сексистами, добрыми сексистами, стеснительными сексистами, неосознанными сексистами, сексистами утверждающими, что они за равноправие полов и прочими сексистами. Все великие и знаменитые мужчины, смотрящие на нас из своих памятников, так или иначе, допускали изначальное, биологическое превосходство мужчин над женщинами по тем или иным важным человеческим качествам: интеллект, мораль, организаторские способности, способность к художественному творчеству и т. д. Таковыми были их представления о полах. Более того, большинство (но уже далеко не подавляющее), грядущих памятников сегодняшним великим и знаменитым мужчинам будут памятниками стеснительным, скрытым, политкорректным, «ничего с собой не могущим поделать» сексистам. Поэтому будущее движение феминисток против памятников сексистам, будет не только движением за демонтаж памятников, но и движением за нестановку памятников.

3. Большинство мужчин, которым по всему миру поставлены памятники были гомофобами или латентными гомофобами, в тех случаях, когда просто не знали о существовании гомосексуальных мужчин или ни разу не сталкивались с ними в своей жизни. Таковыми были их представления о том, кто такой мужчина. Более того, большинство (но уже далеко не подавляющее), грядущих памятников сегодняшним великим и знаменитым мужчинам будут памятниками стеснительным, скрытым, политкорректным, «ничего с собой не могущим поделать» гомофобам. Поэтому будущее движение гомосексуальных мужчин против памятников гомофобам, будет не только движением за демонтаж памятников, но и движением за нестановку памятников.

4. У всех великих, выдающихся и заслуженных людей планеты, которым памятники были поставлены до 70-х годов прошлого века (кроме Вернадского и еще пары десятков мемориальных человек на весь мир) было потребительское отношение к природе. «Человек – царь природы» - мечта и цель самых выдающихся ученых, просветителей и гуманистов, самых великих политических и общественных деятелей планеты, осушавших, вырубавших, прокладывавших, изобретавших во имя блага конкретных людей и всего человечества. Да что ученые и гуманисты, даже братья Стругацкие не ведали «зеленой этики», были певцами и промоутерами бескомпромиссного покорения природа, сурового приспособления ее под человеческие нужды. Практически все великие политики, завоеватели, предприниматели, первооткрыватели, изобретатели, все самые выдающиеся деятели Научно-технической революции XVIII - первой половины XX веков были прямыми губителями природы или активно содействовали ее уничтожению своими трудами. Не говоря уже о том, что многие великие и знаменитые мужчины были заядлыми спортивными охотниками. Таковым было их представление о месте человека в окружающей среде.

5. Подавляющее большинство великих, выдающихся и заслуженных людей планеты были мясоедами. Многие из них, включая великих гуманистов, имели опыт личного убийства животных с последующим поеданием жертвы. Таковы были их представления о вкусной и здоровой пище и о роли живых существ в жизни человека. Более того, большинство (но уже далеко не подавляющее), грядущих памятников сегодняшним великим и знаменитым людям будут памятниками мясоедам. Поэтому будущее движение веганов против памятников мясоедам-истребителям животных, будет не только движением за демонтаж памятников, но и движением за нестановку памятников.

Большинство современных великих и знаменитых людей и тех, кому суждено таковыми стать в ближайшие десятилетия живут в социальных сетях, постоянно фигурируют в медиа. Почти каждая их мысль и чувство имеет свой цифровой след. Но еще 10-20-30 лет назад сегодняшние великие и знаменитые люди не знали, как будет этически важно не есть мяса, беззаветно беречь всё зеленое и живое и иметь вдохновляющее чувство вины перед черными, желтыми и всеми другими небелыми. Откуда было знать 10-20-30 лет назад современным перспективным для памятников мужчинам, что все мужское будет не совсем приличным. И уж тем более сегодняшние претенденты на памятники не знают, что будет считаться позором в тех или иных эмоциональных меньшинствах будущего. А сколько еще за оставшееся им время они понаговорят и понапишут всяких слов, которые, даже не потомки, а всего лишь следующие поколения воспримут как гадкие и неприличные? Типа, ещё 30 лет после смерти ты был выдающимся эволюционным биологом, заложившим основы того, другого, пятого, десятого, а потом – бах, и перестал таковым быть, потому что когда-то сказал, что генно-модифицированные люди с индексом модификации свыше 25% «скорее всего, не должны иметь полного гражданства» (это смоделированная ситуация).

Большинство великих, выдающихся и заслуженных людей прошлого, обеспеченных памятниками, не только писали книги и статьи, но и вели дневники, писали тонны писем, о них оставлены многочисленные воспоминания - целый кладезь источников о их мыслях, желаниях и настроениях. Или по-другому – целый кладезь компромата, поскольку нравы даже самых великих и гениальных из них очень отличались от наших (привет дивному сексисту Александру Пушкину и непревзойденному харассеру Льву Толстому). Эре этнической, гендерной и социальной политкорректности всего 50 лет, а по некоторым темам и того меньше. Даже представить себе боюсь, сколько сокрытых от нас гадостей успели наговорить и наделать тысячи великих людей, умерших до этой эпохи или не успевших воспринять ее серьезно.

Одним словом, достаточно заинтересованным современникам и потомкам покопаться в дневниках, письмах, воспоминаниях и произведениях прошлых выдающихся людей и порыться в цифровых следах современных выдающихся людей - заинтересованные лица гарантированно обнаружат или расиста, или сексиста, или гомофоба, или мясоеда, или безответственного «царя природы», а, скорее всего, и того, и другого, и третьего в одном лице. Очередной конец истории, одним словом. Ибо, что интересного в прошлом, если там сплошная мерзость в исполнении гадких людей. Или история умрёт по-другому: мейнстримные, общественно одобряемые исторические исследования будут посвящены исключительно разыскиванию в глубине веков практик принятия, политкоректности, феминизма, инклюзии, мультикультурализма например в неолитических поселениях Северного Причерноморья, в позднем Урарту или в работных сообществах Нижегородской губернии во второй половине XIX века. Что-то подобное уже было в марксистской советской историографии, замкнутой на народно-освободительных движениях и прочей борьбе простого человека за лучшую долю.

***

Делать из истории и больших людей прошлого козлов отпущения – самое тупое и одновременно одно из самых популярных занятий современных людей с активной жизненной позицией, говорящее о том, что очень многие люди с этой самой жизненной позицией всё-таки – дебилы. Не пожизненные дебилы, а ситуативные: видимо активная жизненная позиция в острой фазе отключает у них некоторые когнитивные способности.

То, что творят с памятниками великим и знаменитым людям прошлого «бойцы» BLM не просто бескультурно и криминально, как любой вандализм. Перед нами - воинствующее гуманитарное мракобесие, новое варварство, претворяющееся прогрессом. Люди прошлого всего лишь были другими, безвозвратно другими. Их инакомыслия уже не исправить. К ним бесполезно предъявлять претензии, как к погоде. И САМИ ПО СЕБЕ люди прошлого никому «плохого примера» преподать не могут, поскольку, история, действительно, никого ничему не учит – история не для этого. История становится оружием и учителем только в заинтересованных руках. Но и в этом случае воевать надо не с историей и памятниками, а с теми, кто их использует в своих интересах против ваших интересов.

Понятно, что для лидеров «справедливых» BLM-вандалов крушение памятников – это всего лишь PR-прием - способ привлечь внимания окружающих к своим действительно серьезным проблемам. Но PR, даже от безысходности, по определению не может оправдывать никакого насилия, вандализма, беспорядков. И когда кто-то, явно всего лишь для привлечения к себе внимания, начинает крушить и ломать, значит перед нами либо дети, либо психически не вполне здоровые люди, либо люди, существующие вне европейской цивилизации, не умеющие иначе привлечь к себе внимание, не знающие как по-другому, не причиняя ущерба, стать значимыми для общества. И это в наше-то время.

По-моему, очень важно понимать, что «прогрессивное варварство», рожденное в странах традиционной демократии, отрицая западную культуру, приходит из самой её модерной сути - из свободолюбия и публичного гуманизма, из идей социального, расового, гендерного и прочего равноправия, из практик веротерпимости и плюрализма. Но тогда - это заявка на смерть, поскольку любое самоотрицание, самоопровержение, самовредительство свидетельствует об исчерпании жизненных сил и смыслов.

Быть «прогрессивным варваром» в борьбе за высокие идеалы – значит, участвовать в самоубийстве модерна, Эпохи просвещения, западной цивилизации – всего, что отличает Запад от Востока, социально свободную жизнь от социально предопределенной жизни, открытые общественные порядки от закрытых общественных порядков. Возможно, в космической логике развития человечества туда модерну и дорога. С другой стороны, любое сопротивление худшему и враждебному для человека - самоценно. И ничто не предопределено.

Одним словом, для меня все просто: «прогрессивное варварство» дискредитирует и подрывает ценности и традиционные жизненные уклады своей колыбели – западной цивилизации, еще недавно духовно свободной и социально разнообразной. Это опасно для тех, кому дороги свобода и разнообразие, и потому достойно сопротивления. Ибо архаика не дремлет в своей засаде.

Оригинал