- Известная канадская активистка Эмери Вандербург, которая ходит с протезом, пишет, что традиционный подход, при котором протез маскируют, основан на чувстве стыда. «Когда мне ампутировали ногу, я решила пойти по другому пути, поэтому стала рассматривать свой протез как достижение — доказательство того, что я пережила тяжелые времена», - пишет она. И я с мнением активистки согласна, но считаю, что в большинстве случаев чувство стыда исходит не от самого человека, который находится в таком положении, а от людей вокруг. Зачастую даже родственники не готовы принять человека с такой особенностью - они хотят, чтобы он был похож на нормального среднестатистического человека. И это на самом деле грустно, потому что когда ты долго находишься в таком состоянии - ты привыкаешь к себе другому, ненастоящему, не задумываясь, что с тобой что-то не так. И это больше психологическая проблема, нежели физическая.

Я начала носить протез открыто только в прошлом году, когда мне уже было 18 лет. Помню, что было достаточно страшно это делать, но я все-таки решила действовать, потому что давно этого хотела. И тут многое зависит от самоподачи: я поняла, что действительно большую роль играет жалость к себе. Например, когда ты к себе относишься с жалостью, говоришь, что ты плохо выглядишь, то и другие люди относятся к тебе с жалостью. А когда ты перестаешь акцентировать внимание окружающих, люди вокруг начинают забывать о том, что у тебя есть проблема. Очень удивило, что в Сыктывкаре люди позитивно отреагировали на то, что я не прячу протез. Многие начали со мной знакомиться, общаться, задавать вопросы. Но всегда были, есть и будут те, кто негативно относится к открытому ношению протеза. Нужно просто понимать, что это нормально, и в этом виноват не ты.

 

И я стараюсь думать, что мне не труднее других, что я наравне с другими. Но, к сожалению, в нашем государстве очень сложно действительно так себя чувствовать. В некоторых случаях мне реально приходится труднее и физически, и психологически. Например, максимально смешная ситуация: мне дали третью группу инвалидности, которая считается работоспособной, а это максимально маленькая пенсия, на которую не проживешь. Но если устраиваться на официальную  работу, то в большинстве случаев тебя прямым текстом посылают со словами, что им нужен кто-то понадежнее.

Дороги зимой, когда скользко даже в центре города, - это отдельная история. Сложно пройти самостоятельно - приходится просить помощи, напоминая себе, что просить поддержки - нормально, в этом нет ничего страшного. Сейчас мой старый протез вышел из строя, а новый долго не могут отправить - и ты оказываешься в ситуации обездвиженности, немобильности, когда выйти за пределы двора - подвиг. И если нет людей, которые могут помочь, то можно с ума сойти. Но хорошо, что у меня есть друзья, которые всегда готовы поддержать в трудную минуту.