В Марий Эл явно запахло выборами, и тут даже не шапито в виде праймериз от «Единой России» тому сигнал: предвыборную гонку один из кандидатов начал гораздо раньше. Престарелый Кожанов скачет по республике этаким бодрым козликом, застенчиво поясняя через «своих» блогеров – мол, подумаю еще, идти ли на выборы, а от «ЕР» точно не пойду! А пока просто активную гражданскую позицию занимаю – тут с молодежью встречаюсь, тут за национальные вопросы перетираю, волонтеров приодел и нанял за свой сырный счет – все это, граждане, исключительно от активности, абсолютно случайно одолевшей меня перед очередными думскими выборами. А от щедрот вам ленточку георгиевскую, вот, возьмите, очень патриотично и недорого.

Кожанова, невнятно бубня подсунутые тексты, поддерживает Евстифеев, благодаря за поддержку, выразившуюся в «поставке продукции в пандемию в крупные города республики». Ну раньше-то Кожанов сам ее уминал всю, а тут смотрит: пандемия, надо помочь – ну не молодец ли!

В общем, кампания достаточно стандартная, хотя и смешная  – и от «Единой России» открестился, и власть за него, и латентная агитация вовсю идет – шансы встретить 74-й день рождения в стенах Государственной Думы у Кожанова достаточно высоки.

Работающие на Владимира Тарасовича технологи небезосновательно полагают, что наивный марийский избиратель «схавает» стандартный набор «календарик-ручка-лента», и велосипеда не изобретают, лишь меняя цвет манишек у волонтёров, даже последних нанимая из кадрового резерва евстифеевской кампании.

Основной (пока) конкурент Кожанова – Сергей Казанков – достаточно спокойно наблюдает за активностью оппонента. Оно и понятно: Казанков молод, богат (богаче Кожанова), партию (как Кожанов ЛДПР) не предавал, и вообще – за него КПРФ (вторая партия страны), а не липовая кожановская беспартийность. Скорее всего, Сергей Иванович пока думает, а надо ли ему это вот все еще раз – выдвижения, агитация, мандат… Если надумает, Кожанову придется нелегко: повторю, и деньжат у Казанкова побольше, и лет поменьше.

Достаточно неясно на этом фоне будет выглядеть кандидат от «Единой России» — хотя от этой организации кандидаты в последнее время открещиваются, ее позиции достаточно сильны, и кого-то выдвинуть придется. Этим кем-то вполне может стать Кузьмин Евгений Петрович – его и не жалко, и если пройдет – не стыдно.

Амбиции Наталии Глущенко – лидера марийских эсеров – сильно сдерживаются отсутствием финансирования и политической волей «центра» – куда регулярно жалуются политические смотрящие из серого дома – Наталья достаточно сильно попила крови у Евстифеева и его окружения и продолжает это делать по сей день. Однако без кивка Миронова из Москвы, подкрепленного несколькими миллионами, даже о фоновой кампании можно забыть.

Естественно, фоново и дежурно на думские выборы просто обязана заявиться ЛДПР. Как вариант, традиционно с Жириновским в лидерах списка (для АПМ) и Мирдабалевым в качестве реального кандидата. Однако, далеко зайти кандидату от сине-желтых явно не позволят – как минимум раздадут три «газели» кепок, пять ящиков дезодоранта и несколько коробок ручек с партийной символикой – как максимум снимут пару роликов с критикой безликой коррупции и не менее безликого и абстрактного чиновничьего беспредела – на этом все и остановится.

Из сюрпризов – неприятных для стремительно теряющего свой авторитет Евстифеева – может стать выдвижение Андрея Смышляева. То, что последний возглавил местную «Родину», дает ему неплохую стартовую позицию, уж точно не хуже, чем у Кожанова. А то, что Казанкова начали мочить кожановские технологи, запуская извечную песню про загрязнение полей и телефоны в звениговской тушенке, может принять вполне удачный для Смышляева оборот – избиратель запросто может отвернуться и от короля сырного, и от мясного, и сделать крайне неприятный для Кожанова с Казанковым выбор. Несмотря на то, что избирательная кампания руководителя УК «Профессионал» пока не имеет четких очертаний, он с завидной регулярностью и настойчивостью жестко критикует власть, не так, как Глущенко и Мирдабалев, зависит от решения московского центра и имеет свою многотысячную и постоянную аудиторию – его ролики набирают десятки тысяч просмотров и явно поддерживаются населением. Лейтмотив его деятельности – «заставим чиновников работать» – не может не импонировать самому широкому кругу избирателей, а наработанная за долгие годы (в отличие от выскочившего как черт из табакерки Кожанова) прослойка сторонников может оказаться гораздо больше, чем то рисуют придворные аналитики в своих отчетах.