Почему умирает местечковая журналистика? Во многом все упирается в связи. Никто не хочет писать плохо про своих хороших знакомых, даже если они где-то налажали. И я понимаю прекрасно, что могу навлечь на себя немилость сразу многих людей. Понимаю и сразу прошу простить — личной неприязни в посте не будет ни к кому. Это сугубо мое впечатление и мнение. И дружеский совет — наконец начать развивать культуру, а не еле трепыхаться на последнем издыхании.

В акции «Музейная ночь» я с самого первого ее появления в Смоленске. Тогда, еще будучи совсем зеленым, незажравшимся газетным журналистом, я, раскрыв рот, бегал от зала к залу, впитывая информацию от мастер-классов, рассматривая интересные перформансы, любуясь оживающими скульптурами и концертами среди картин.

 
 
 

Очевидно, что все это приедается со временем. Я и на многих рок-сейшнах веду себя уже куда сдержаннее — попробуй сохрани всю эмоциональность тысячу мероприятий спустя! Но! Я всегда кайфую, когда доводится снимать интересные события. А вчерашнее мне таковым при всем желании назвать не получится.

Да, ковид, да, кризис-куизис, да, бюджеты у музеев копеечные, а энтузиазм, на котором держатся те немногочисленные события, что в них еще происходят... А где он? Ведь создавали программу во многом те же люди, что стояли у истоков лет семь назад! Но где запал? Экскурсии читаются монотонными голосами, артисты-музыканты чуть только не зевают... направленность для молодежи... ну вот хоть убей, не понимаю, на кого рассчитано!

 

Давай по пунктам: музей "Смоленский лен". При нашем бездарном руководстве (включая сюда еще и руководителя музея "Смоленская крепость", навравшего про открытые башни на федеральном уровне) до сих пор считается праздником попасть внутрь стены. И я, 30 лет прожив в Смоленске, поймал себя на мысли, что не припомню, был ли раньше в Никольской башне. По сути, сам факт попадания в это место — единственное светлое пятно — и то на прясла выхода не было (или я плохо искал).

 

Музей сказки... фотозона на фото — этим все сказано. Только тренирующиеся рядом ребята из SubRosa пытались добавить веселья... Про исторический музей хотелось бы промолчать, но нет. Бомбит. Я, как человек, увлекающийся с детства космосом, еле удержался от замечания экскурсоводу (я понимаю, можно запутаться и оговориться, но не дважды в одной фразе!). Сказать "МКС летает по орбите со второй космической скоростью в 27 км/с" — это финиш... Вторая космическая, для тех, кто не в теме, это скорость, необходимая, чтобы навсегда покинуть поле притяжения небесного тела, улетая от него по гиперболе, а вовсе не оставаться на орбите. К тому же, МКС проносится над нами на 27 тыс. км в ЧАС, но никак не секунду. При всем уважении к благородной профессии экскурсовода... А, да, кроме экскурсий исторический не предложил НИЧЕГО.

 

В Музее Коненкова некие девушки-ученые давали примерить увеличительные очки, поразглядывали кости-черепа, пожалуй, самое яркое приключение всего вечера. На втором этаже детишки лепили совушек. Были экскурсии...

Музей ВОВ дарил робкую надежду на интересный движ... и внутри мы лишь послушали экскурсию про вооружение. Экскурсоводы были в костюмах воинов Красной армии. За сим все.

 
 
 

Наконец, Художественная галерея — тут да, тут программа насыщенная. И несколько выставок, и музыканты всех мастей, и выступление фехтовальщиков и... почему только здесь я нашел оправдание ценам на билеты? Последнее — это вообще кромешный ад. 300 руб. с человека стоили эти программы в КАЖДОМ музее (кроме музея сказки, там дешевле). Т. е. обойти на два лица все эти "интересности" вышло бы в 3300 руб. Стоит ли оно того? В своем мнении я убежден — однозначно нет. Вместо популяризации вымирающего интереса к музейной культуре у нас — попытки состричь денег на отсутствии задумок.

 

Вместо оригинального концепта (в этом году тематикой ночи была фраза "Больше чем музей" — в чем именно больше, мне решительно непонятно) — экскурсии, экскурсии и еще раз экскурсии — непонятно, чего ради идти в конкретный день ради них. Собственно, количество посетителей наглядно это подтверждало — в каждом музее я встречал человек по 10–15.

Все это очень и очень грустно. Культура, за что ты с нами так?

Оригинал