Сегодня в обзоре наиболее интересные личные дела заключенных тюрьмы г. #Верхнеуральск 1920-х годов (из случайных находок в #ОГАЧО #Челябинск).

Миллер Ганс Вильгельмович, 1890 г. р., осужденный за спекуляцию. Профессия – корреспондент. Женат, двое детей. Рост – 2 ар 5 в, цвет волос – русый, цвет глаз – карий, форма носа обыкновенная, лицо чистое, особых примет нет.

В Верхнеуральский арестный дом поступил 26 августа 1920 года по постановлению политбюро.

Шапиро Александр, осужден за скупку краденого с прииска золота. В арестный дом поступил 4 ноября 1920 года. Рост – 2 ар 10 в, глаза серые, волосы черные.

Акулинин Терентий Лесандрыч (так в документе), 1894 г. р., осужден за агитацию против власти. Рост – 2 ар. Волосы русые, глаза голубые

Основная часть заключенных в изученных списках осуждена за кражи коров, овец, муки, мяса, зерна, сена, что и неудивительно, для голодных 1920-х, а также за дезертирство.

Не обошли стороной Верхнеуральскую тюрьму и приметы времени (гражданская война) – содержались там и осужденные за укрывательство белогвардейцев и белогвардейского имущества.

А Лукерья Ванифадьевна Кузнецова была судима за то, что выдавала себя за сотрудника политбюро.

Были среди осужденных и настоящие жулики – Бурмицкий Дмитрий Евлампиевич и Чигвинцев Тимофей Павлович – предводители воровских шаек.

Но больше всего поразили осужденные Губревтрибуналом за людоедство заключенные женщины – Пермякова Ирина Дмитриевна, Пермякова Ефросинья Семёновна, Хлебникова Параскева Андреевна. Первая умерла в тюрьме спустя год после ареста в 1922 году, остальные выжили, но отметки об освобождении в документах не стоит.

Эти документы находятся в весьма ветхом состоянии, как я уже писала – на одной стороне личных дел записаны арестанты еще царского времени, на другой – пост революционные узники. При этом первые, конечно же, в описях не значатся, не систематизированы и, боюсь, в скором времени уже из-за ветхого состояния для исследователей будут недоступны (на фото можно видеть, что списки уже практически не читаются).

UPD: Справедливости ради отмечаю среди заключенных и сельчан, по велению политбюро помещенных в арестный дом в качестве заложников, всего 43 человека - жители поселков Увельский, Магнитный, Агаповский, станицы Наваринской, Смеловский (Челябинская область). Наверняка они были не единственными. Список прилагаю.

 
 
 

Оригинал