Прадедушка красноармеец Филиппов Иосиф Филиппович, или просто Ăçка, так называли его родные (1905 — дата смерти нам неизвестна пока) со своей младшей сестрой ефрейтором-аэростатчицей Филипповой Ниной Филипповной (1923–2013) жители деревни Ольдеево, пригород Новочебоксарска.

 
 
 

Мы предполагаем, что имя прадедушке подарила его мама, очень набожная женщина, которую постоянно находили за чтением Библии. Моя прапра пережила разорение хозяйства, их раскулачили по наводке “зависть в сердцах носящих”, а мужа “за любовь к труду” отправили в ссыль, где он тяжело заболел и только так смог вернуться домой еще разок увидеть детей, проводить их на войну. Дочь Нины Филипповны рассказывает, что только прапра будто чувствовала, что мой прадед не погиб на фронте, и не разрешала ставить свечу за упокой.

Газета “Грани” в материале от 2007 года со слов Нины Филипповны, сестры прадедушки:

“К началу войны Нина успела окончить 10 классов Толиковской школы и поработать страховым агентом. Хотела продолжить учебу, но... Сначала повестку получил ее брат, который вскоре погиб на фронте”.

И в этом году нам удалось узнать, что прадедушка действительно не погиб в 1942 году. В документах “Память народа” от 1944-го о награждении медалью “За отвагу” указано: “Филиппов Иосиф Филиппович 26.04.44 во время операции разведки четко и быстро выполнял свои обязанности, несмотря на ранение в голову, не ушел со своего поста до конца выполнения задачи, не закончив излечение, выписался из госпиталя и прибыл в подразделение”.

Бесстрашие и смелость предков, нужно отметить, потрясающе вдохновляет. Так хочется поскорее узнать больше. Я думаю, эти люди воевали от бесконечной любви к народу и родной земле, ценили свободу, не таили зла и умели прощать.

Филиппова Нина Филипповна о фронте:

«У аэростата дежурили четыре девушки. Ходили, держа его за тросы, к газгольдеру наполнять газом. Обратно с ним идти, поднимать по сигналу помогали мужчины. „У меня руки маленькие, тяжело удержать, но терпела. Вырвется, по голове не погладят – отвечать придется. Но у нас не было таких случаев“. На вопрос, страшно ли на войне, ответила: „Страшно. От одного только гула самолетов оторопь брала. Услышим, на месте не стоим, бежим, чтобы где-нибудь переждать. Первое время немецкие самолеты почти каждый день к Москве подлетали, хотя мы стояли на спокойном месте, со стороны Люберец. А потом реже. Через два с половиной года, когда совсем тихо стало, отправили по домам. Обрадовалась! Летела назад как на крыльях“». Ранений не имеет. Награждена медалью «За Победу над Германией», юбилейными медалями.

Спасибо за это небо.

Оригинал