Водный путь из северной России в Москву и далее на юг всегда был делом сложным. Товары,  а затем и корабли приходилось тащить волком – вначале из р. Клязьмы в р. Яузу, а затем из р. Ламы в р. Истру.

Вот и родилась в начале XVIII века, еще в годы Петра I, идея строительства грандиозного канала, который должен был соединить р. Волгу с Москвой-рекой. Канал получил название Екатерининского.

Его проектирование было выполнено в 1722 году, а сооружение началось сто лет спустя в 1825 году.  Канал должен был сократить водный путь из Санкт-Петербурга в Москву более, чем на 100 километров. Общая протяженность водного пути составила 214 верст.

Строительство канала продолжалось до 1844 года. Стоимость сооружения канала оценивалась в 5 млн рублей серебром. Для подъема воды на р. Истре было сооружено 13 каменных шлюзов, на Сестре — 20. Около деревни Загорье соорудили дамбу, протяженностью около двух километров, и в долине рек Сестры и Мазихи образовалось водохранилище, известное сегодня, как озеро Сенеж.

Работы вел личный состав нескольких полков и три тысячи крепостных крестьян. В год по каналу проплывало около 3000 небольших судов. На них, в частности, в Москву доставлялись каменные блоки весом в 30 тонн.

В 1845 году строительство почтим достроенного канала было прекращено. Якобы канал дублировал Николаевскую железную дорогу и надобность в нем отпала. В 1860 году шлюзы были разобраны, а имущество канала было продано с торгов.

О том, нужен или не нужен был канал, свидетельствует исторический факт: 70 лет спустя, с той же целью, что и Екатерининский канал, был построен канал им. Москвы. Прибыв в дом отдыха «Орбита-2» около д. Толстяково под Солнечногорском, я вчера впервые узнал об этом канале.

Стал спрашивать местных жителей. Увы, никто ничего не знал. Нам показали, где находится карьер, где протекает река Сестра, но о канале местные жители ничего пояснить не смогли. Помогла карта. Оказывается, нитка бывшего канала проходила буквально в 70 метрах от р. Сестры, иногда пересекаясь с ней, а иногда просто пропадая под землей.

Не без труда нашли остатки канала около моста через р. Сестру в сторону СНТ «Воробьево». В неглубоком заросшем кустарником и травой овраге виднелся даже не ручей, а отдельные крошечные лужицы, в которых, пожалуй, нельзя было даже запустить игрушечный кораблик. Я так и не понял, зачем прекратили строительство канала, если из 5 млн руб. серебром, предусмотренных проектом, потратили лишь 2,5 млн руб.

Зато я представил себе, сколько человеческих жизней было бы сохранено в середине 1930-х, если построенный Екатерининский канал позволил не строить печально знаменитый канал им. Москвы.

Также думается, что поучительная история непостроенного канала заслуживает хотя бы памятного знака, посвященного великой стройке 19 века.       





Оригинал