Сначала ОНИ приватизировали победный 1945 год и национализировали жертвы. Позорные 1939–1940 годы рекомендовали забыть, а катастрофу лета 1941 года объяснили неготовностью и сталинским миролюбием. День Победы ОНИ живо приспособили под текущие политические нужды, а затем на глазах изумленной публики превратили войну в идеологию, и неумеренным пафосом ОНИ сумели вызвать неприязнь даже к безобидным георгиевским ленточкам.

За долгую журналистскую работу часто встречался с настоящими фронтовиками, рядовыми пахарями войны. И всегда удивлялся, что у них не было ненависти к врагу. Немцев они воспринимали как стихийное бедствие, как природное явление, которому приходилось противостоять.

В 2010 году для тамбовского завода «Октябрь» делал книгу памяти, куда вошли свидетельства рядовых участников войны. Герои «Двенадцати монологов о войне» все без исключения вспоминали голодное довоенное детство, коллективизацию. Ведь «великий перелом» подорвал не только продовольственную безопасность страны, но и ее обороноспособность. Довоенные «победы» над крестьянами и стали главной причиной разгрома кадровой Красной армии в 1941 году. Одолело врага по сути дела народное ополчение, которое училось воевать на марше. Выжившие, чья молодость пришлась на войну, учинили в стране послевоенный демографический взрыв, худо-бедно отстроили разрушенные города, мыкались по госпиталям и вокзалам.

Оригинал