«Президент объявил, что майские праздники продлятся с 1-го по 10-е число» — удивительное явление, проясняющее природу государственной власти.

С одной стороны, это абсолютно внеправовое заявление. Разумеется, президент даже в России не наделен полномочиями определять, когда кому работать, если речь не идет о госслужащих. Но и в этом случае все решается не так непосредственно.

С другой стороны, есть немало людей в частном секторе экономики, которые считают, что мы все входим в ту иерархию, которую возглавляет президент, поэтому его заявления такого рода распространяются на всех. Давно заметил, что в таких случаях говорят об «официальном» решении.


Эта же схема воспроизводится на всех уровнях власти. Губернаторы «выделяют средства на поддержку многодетных» (без региональных парламентов они могут выделить только из своих личных). Глава управы/администрации официально «определил график проведения ремонтных работ в подъездах» (без собственников МКД он там ничего не может определить). И так далее.

С третьей стороны, экономическая логика иногда бывает сильнее, так что многие работодатели саботируют «официальные» выходные, хотя и продолжают считать, что президент может объявлять о них, потому что он глава государства, а «мы же в государстве все живем».

Судя по всему, вера в то, что президент может регулировать все отношения между людьми за пределами вашей спальни, прямо пропорциональна ощущению свободы личной жизни и частных дел. Последняя сильна, пока в нее не вторгаются никакие формы коллективной самоорганизации. Грубо говоря, раз я не вынужден участвовать в решениях о ремонте подъезда или рабочем графике на нашем предприятии, то мне нормально, что эти вопросы будет решать некая власть.

Оригинал