Теплый, хотя и пасмурный, апрельский день застает нас, студентов-экологов и их неугомонного куратора, на проходной ООО «ВоронежВторма», что находится, как говорят в нашем городе, «на Ваях», в районе, овеянном славой группы «Сектор Газа».

 

Но нас сюда привлекла не музыкальная история Воронежа, а нечто другое. Вот уже пять лет мы регулярно посещаем вышеуказанное предприятие, отслеживая происходящие изменения на воронежском рынке вторичных ресурсов.

«ВоронежВторма» — старейшее предприятие нашего города, занимающееся переработкой вторичного сырья и ведущее свою историю еще от советского предприятия «Воронежвторресурс».

В прошлом году экскурсия не состоялась ввиду введенных ограничений, связанных с пандемией коронавируса, так что данной экскурсии лично я ждал с особым нетерпением. И вот мы проходим через проходную и оказываемся на территории предприятия.

Первое изменение, бросившееся в глаза — отсутствие могучих «дальномеров» с украинскими номерами, чье место заняли небольшие, но верткие грузовые «ГАЗели». Осмотрев двор, мы проходим в цех переработки полиэтиленовой пленки.

Сразу замечаем целые «альпы» полиэтиленовой пленки, буквально заполонившие помещение и вздымающиеся до потолка! Такого здесь раньше не было! На мой вопрос, откуда такое количество полиэтилена, наш гид отвечает, что в основном (процентов на 30) полиэтилен поступает с приемных пунктов «Стимул», разбросанных по всему городу.

 

Крупные торговые сети стали поставлять значительно меньше (это касается и полиэтилена, и макулатуры), предпочитая другие предприятия города, где цена повыше. Но появилось много мелких магазинчиков, также сдающих на «Вторма» свои отходы. А в целом, объем принимаемых отходов вырос, и даже штаты предприятия расширились! Похоже, объемы производимых в нашем городе отходов за два года заметно выросли, так что, несмотря на конкуренцию, безработица этой отрасли пока не грозит!

Аналогичную картину (заполненные до потолка помещения) мы застаем и в цехе макулатуры. Здесь, как и в предыдущие годы, нам удается найти несколько интересных книжек, которые мы прихватываем с собой.

 

В цехе готовой продукции студенты не упускают случая сфотографироваться на фоне огромных тюков прессованной макулатуры, также вплотную уставивших помещение и возвышающихся до потолка.

 

На мой вопрос, куда пойдет эта продукция, следует ответ, что раньше 85 % макулатуры закупал киевский картонно-бумажный комбинат, а сейчас основная ее масса отправляется на небольшие предприятия Воронежа и Липецка, где производят туалетную бумагу, бумажные полотенца, салфетки и т. д., т. е. товар действительно ходкий и быстро находящий спрос. В соседнем цеху нам представилась возможность наблюдать работу пресса, произведенного еще в братской ГДР и являющегося ровесником автора этих строк, но служащего до сих пор.  

 

На открытых площадках мы полюбовались несколькими грудами разноцветного битого стекла. Его скупает какой-то воронежский ИП, а потом направляет оное на стекольные заводы, причем не только в России, но и за границей.

Я задал вопрос гиду, сказалась ли пандемия на рынке вторичного сырья? Оказывается, сказалась. Пожилые люди, являющие главными посетителями пунктов приема, явно снизили активность. Некоторые приемные пункты даже пришлось закрыть, но в ближайшее время они возобновят свою работу.

На том экскурсия заканчивается. Благодарим нашего гида и направляемся к выходу, тем более, что дождь уже начинает накрапывать.

Выводы по экскурсии:

1. Объем производимого в нашем городе вторичного сырья заметно вырос за прошедшие два года, что видно невооруженным глазом даже на примере одного предприятия, занятого его первичной переработкой.

2. Количество предприятий, перерабатывающих и использующих вторичное сырье в Воронеже и ближайших регионах также заметно выросло. В основном, это небольшие предприятия, производящие насущные товары из бумаги и полиэтиленовой пленки.

3. В целом, рынок вторичного сырья в нашем городе интенсивно растет и развивается, и в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего увеличения как объемов поступающего сюда сырья, так и количества предприятий, занимающихся его утилизацией.

Оригинал