Все набросились на Мовчана за то, что он будто нарочно демотивирует общество, но в его словах есть и горькая правда.

С чего мы взяли, что у нас как общества получится выкарабкаться из этого тоталитарного кошмара?

Политзаключенные растут в геометрической прогрессии, буквально каждый день наполнен возмутительными обысками, арестами и т. н. судами. Не знаю, как люди ощущали себя в 37-м, но в моей жизни ничего подобного не было.

При этом общество дробится все больше по самым разным поводам – от Улицкой до Навального. И сам Навальный к своей обычной фразе «Все будет хорошо» уже добавляет в письмах из колонии: а может, и не будет, но мы утешимся тем, что остались честными людьми.

На сообщения о его голодовке и мучениях других политзеков часто встречаю возмущенные реплики: где же пикеты? Как будто пикеты – панацея на все случаи жизни. При этом такие реплики почему-то высказывают люди с дивана, которых никогда в этих пикетах не встречала. Но и звать кого-то куда-то, честно говоря, рука не поднимается.

Опыт Беларуси показал, что для удержания власти необязательна ее легитимность, а (не)согласие общества не имеет принципиального значения.

На сегодняшний день там уже сопоставимое с Россией количество политзаключенных, притом что население в 15 раз меньше (а задержанных и вовсе уже десятки тысяч).

Опыт же Венесуэлы уже много лет демонстрирует, что продолжаться это может бесконечно долго. Да и далеко ходить за примерами не надо, у нас есть свой - Хабаровск.

Общество демотивировано, активисты спиваются, поэты кончают жизнь самоубийством.

Плюс ко всему на носу новая эскалация войны.

А столпы и гиганты, на “плечах которых мы стоим”, все уходят. И без них совсем страшно оставаться со всем этим уже один на один.

Словом, поводов для оптимизма по большому счету нет вовсе.

При этом разумом я понимаю, что только этого настроя от нас и добиваются. Чтобы мы все зачахли, разуверились и потеряли всякую надежду. И нельзя, конечно, этому поддаваться. И при всем пессимизме ума должен оставаться оптимизм воли.

Поэтому эта запись не о том, что надо отчаяться, как могло показаться. А о поиске почвы под ногами.

И призыв делиться поддерживающими мелочами!

Оригинал