Предтечей нового российского философского учения " Зоогуманизм " , по праву,  считается Дерсу Узала .

Вот его слова, которые зафиксировал Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872 - 1930), знаменитый российский исследователь Дальнего Востока, географ и писатель :

"Меня поразило, что Дерсу кабанов называет "людьми". Я спросил его об этом. - Его все равно люди, - подтвердил он, - только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди... Для меня стало ясно. Воззрение на природу этого первобытного человека было анимистическое, и потому все окружающее он очеловечивал."
...
"Моя думай, это место худое, — отвечал он на мой вопрос. — Моя река ходи, хочу воды бери, рыба ругается.

— Как ругается? — изумились солдаты и покатились со смеху.

— Чего ваша смеётся? — сердился Дерсу. — Плакать скоро будете. Наконец я узнал, в чём дело. В тот момент, когда он хотел зачерпнуть котелком воды, из реки выставилась голова рыбы. Она смотрела на Дерсу и то открывала, то закрывала рот.

— Рыба тоже люди, — закончил Дерсу свой рассказ. Его тоже могу говори, только тихо. Наша его понимай нету."
...
 

Современник Дерсу Узалы и автор фундаментального исследования  «Жизнь животных» Альфред Брем писал:
 

«Животные бывают храбры или боязливы, бойки или трусливы, решительны или неуверенны, честны или плутоваты, откровенны или замкнуты, прямы или хитры, горды или скромны, доверчивы или недоверчивы, послушны или надменны, миролюбивы или задорны, веселы или грустны, бойки или скучны, общественны или дики, дружелюбно относящиеся к другим или враждебные ко всему свету. И сколько различных качеств можно бы еще перечислить!»


  Давайте сравним слова Дерсу и Брема с формулировкой Зоогуманизма данной в Циклопедии :

Зоогуманизм («очеловечивание животных» от греч. zoon животное и лат. homo человек) — термин, применяемый в публичных дискуссиях для обозначения философского учения о равновесии между интересами людей и животных , которое предполагает, что не только человек, но и другие животные обладают индивидуальным сознанием и неврологическими механизмами, обеспечивающими способность испытывать чувства и эмоции: радость и страх, сострадание и любовь .

 Зоогуманисты полагают, что животные могут последовательно и осознанно взаимодействовать, как между собой так и с окружающей средой , включая человечество .



Идеология современных зоогуманистов основывается на Кембриджской декларации о сознании[1], в которой говорится, что человеческий мозг не уникален во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание. Животные, не относящиеся к роду homo sapiens и даже отряду приматов, но практически все позвоночные, как млекопитающие, так и птицы, и многие другие существа, включая осьминогов, также владеют этими неврологическими механизмами.

 

Видите ли Вы противоречия !?

 P.S. Вполне вероятно, что в XXI-м веке Зоогуманизм станет тем же, чем был Марксизм в веке ХХ-м