Мои родители познакомились в туркружке. Не было бы подросткового туризма - не было бы меня. Совсем. Я выросла у костра, в палатках, с тушенкой, сгущенкой, мытьем котлов в речках и вытиранием попы мхом. Мы попадали в разные сложные ситуации, учились из них выходить.

Мои дети очень любят походы. Природа непредсказуема. Бывает буря, бывает лавина, сыпуха, и вообще до фига всего бывает. Мы пытаемся защитить детей от природы, вирусов, бактерий, злых людей и опасностей. Но где-то должна быть грань между стерильным пузырем и желанием защитить.

После трагедии на Сямозере требования к мероприятиям с детьми стали такими, что большая часть экспедиций и практик для подростков (биологических, геологических, туристических и др.) были вынуждены свернуться.

На прошлой неделе произошла трагедия. При сходе лавины погибла девушка 12 лет.

Учитель вел группу, согласовал маршрут с МЧС, получил заверение, что лавин не ожидается. И повел. По согласованному маршруту. Лавина не подчиняется прогнозам погоды и все же пошла.

Под завалом оказалось семь человек. Сама группа: взрослые с детьми откопали всех. Девушка, позже погибшая, была еще жива. Спасатели и другие взрослые по очереди качали сердце 12 часов. Вы когда-нибудь качали сердце? 12 часов — это ад.

А что же МЧС? У МЧС не оказалось достаточно вертолетов, достаточно площадок для этих вертолетов и так далее. Когда они долетели, девочка умерла.

В моей ленте, наверное, можно не рассказывать, что дальше? Учитель в СИЗО. Возмущенная общественность требует запретить водить детей в поход. А вертолетов у МЧС и площадок будет, наверное, еще меньше.

Как помочь учителю, в кружке которого занимаются дети моих друзей, как помочь его семье — я не знаю :(((

Оригинал