Работающая в Коми транснациональная компания рушит собственный имидж.

Все мы помним видео, снятое на берегу Вычегды минувшей осенью: неаппетитное светло-коричневое вещество в большом количестве плавало в реке в окрестностях Сыктывкара. Источник нечистот обнаружился очень быстро – это АО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комбинат» (СЛПК), дочерняя компания транснациональной Mondi Group. Предприятие не устает манифестировать приверженность высоким экологическим стандартам, и до последнего времени, надо признать, ему удавалось эту приверженность неплохо доказывать. Но вот грянул гром, и вместо того, чтобы показать «экоориентированность» в деле, СЛПК, мягко говоря, не сделал всего, что следовало бы предпринять в сложившейся ситуации.

Все началось 25 октября прошлого года, когда житель села Зеленец Сыктывдинского района Евгений Усков обнаружил в Вычегде явно инородное, «похожее на клей» вещество. Усков не только снял небольшое видео находки, но собрал ее образцы и передал на экспертизу. Это вещество и было определено как талловое масло. От двух до трех кубометров его скопилось на территории предприятия, а затем, как позже сообщили представители СЛПК, «непреднамеренно» попало через канализацию в реку…

Что это за масло и с чем его едят?

Обратившись к общедоступным источникам, узнаем: талловое масло – желтая либо светло-коричневая жидкость с резким характерным запахом, представляющая собой смесь органических соединений, преимущественно ненасыщенных и жирных кислот; продукт обработки серной кислотой сульфатного мыла, получаемого в качестве побочного продукта при варке целлюлозы сульфатным способом. Правда, то, что было найдено в Вычегде, больше походило не на жидкость, а именно на «массы» – густую, комкующуюся субстанцию, вызывающую неприятную ассоциацию физиологического свойства.

Талловое масло при пожаре выделяет токсичные газы и – можно не прибегать к источникам по химии, а лишь посмотреть снятое Усковым видео – не растворяется в воде (возможно, это упрощает сбор вещества из водоемов). 

Талловое масло используется как сырье в мыловаренном и лакокрасочном производстве, как реагент при обогащении полезных ископаемых и в качестве компонента смазочно-охлаждающих жидкостей.

Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми (ЦЛАТИ) провел экспертизу образцов сброшенного в Вычегду таллового масла. По результатам тестирования пробы отходов отнесены ко второму классу опасности, то есть к высокоопасным отходам. Независимая химическая экспертиза, назначенная Росприроднадзором, также показала, что сброшенный в реку продукт содержит вещество второго класса опасности, а именно – абиетиновую кислоту. Она представляет опасность для водной среды: токсично по отношению к флоре и фауне с долговременными последствиями. Содержание абиетиновой кислоты в пробе составило 7%, то есть около 200 кг в общей массе сброса. Помимо абиетиновой кислоты, в пробе содержались ее аналоги – неоабиетиновая и дегидроабиетиновая кислоты. Токсичность последней также доказана.

Коммуникации вне модернизации?

Уже 26 октября – на следующий день после испорченной прогулки Евгения Ускова – по факту загрязнения реки представители Комитета защиты Вычегды подали заявление в Сыктывкарскую природоохранную прокуратуру. А 27 октября сотрудники Росприроднадзора, ЦЛАТИ, Минприроды Коми, ОБЭП, Рыбоохраны, журналисты, а также старший научный сотрудник Коми научного центра РАН Роман Василевич (является депутатом Совета Сыктывкара) провели совместную инспекцию водотока Вычегды от поселка Нижний Чов до села Зеленец с целью точного выявления источника загрязнения.

Межведомственная инспекция установила: источником загрязнения реки является выпуск АО «Монди СЛПК» в Эжвинском районе Сыктывкара, а маслообразный субстрат попал в воду из выпуска ТЭЦ предприятия.

Итак, ТЭЦ… Вернемся на три с половиной года назад с момента инцидента. В мае 2017 года на СЛПК стартовала программа модернизации ТЭЦ с объемом инвестиций ни много ни мало в 100 млн евро. Обозреватель независимого портала «Красное знамя» Сергей Парамонов, искушенность которого в данной проблематике не вызывает сомнений, тогда отреагировал: «В Республике Коми начался проект масштаба, которого мы не видели уже семь лет» (автор намекал на один из предыдущих проектов того же «Монди»). К началу модернизации ТЭЦ СЛПК перевалило за полвека, и трудно было не согласиться с генеральным директором ЛПК Клаусом Пеллером, отметившим: «Наша станция заслужила полноценную программу по своей модернизации».

Выходит, что коммуникации ТЭЦ остались за бортом модернизации?.. Или программа настолько «масштабная» (продолжаем верить Сергею Парамонову), что растянулась и до трубопроводов пока не дошла?  

Суд да дело

Выводы инспекции было трудно оспорить, и Сыктывкарский ЛПК признал свою причастность к факту загрязнения реки, а также то, что сброс «произошел в период с 21 октября 2020 года» (!)… В таком случае почему в компании ждали почти неделю, сразу не заявив об инциденте, что было бы отличным доказательством «экоориентированности»? Кроме того, возникает жутковатая догадка. А не появись на берегу Вычегды гражданин Усков?

Скорее всего, сокрытие факта инцидента, равно как и он сам – преднамеренный или непреднамеренный, – на совести рядового сотрудника, не доложившего о произошедшем «по начальству». Если так, то пусть руководство СЛПК ответит на простой вопрос: как наказан сотрудник, скрывший инцидент и таким образом подставивший предприятие?

Начиная с 3 марта районный суд Эжвы рассматривает два дела – по факту нарушения требований к охране водных объектов (часть 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и по факту сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5 КоАП).

Признавая факт сброса таллового масла, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс не согласен, что загрязнение оказало и в будущем может оказать негативное воздействие на водные объекты, биоресурсы и здоровье людей.

Истцы настаивают, что, признав загрязнение реки лишь 27 октября, СЛПК тем самым подверг опасности жителей населенных пунктов ниже по течению Вычегды. Специалисты констатируют, что сброс вредных веществ произошел в зоне санитарной охраны поверхностного источника питьевого водоснабжения поселка Жешарт с населением более 7 тыс. жителей. Время добегания речной воды от точки сброса до Жешарта – около 2,5 дня.

В Комитете защиты Вычегды считают, что СЛПК совместно с независимыми экспертами должен провести комплексный мониторинг Вычегды, включая анализ поверхностных вод, донных отложений, речной биоты, водной и прибрежной флоры; оценить причиненный прибрежной зоне ущерб; установить уровень возможного негативного воздействия на здоровье жителей населенных пунктов ниже по течению от места сброса.

Как бы то ни было, точка в этом деле пока не поставлена, но, скорее всего, учитывая значение предприятия для региона, оно отделается посильным для себя штрафом.