Каждый раз, разрабатывая поправки к проекту бюджета Псковской области, мы ищем источники для финансирования наших поправок. Первый из них – это государственные расходы на пиар. Как правило, потребность в расходовании этих средств (в бюджете области они в некоторые годы доходили до 100 млн руб. в год, больше половины годового бюджета среднего муниципального района) обосновывается необходимостью «формирования позитивного образа органов государственной власти и местного самоуправления», реже – «формирования инвестиционной привлекательности региона».

Проще говоря, вместо того чтобы принимать правильные и благоприятные для людей решения, власть тратит деньги на то, чтобы производить пропаганду, рассказывающую людям, как хорошо работает власть.

Эти средства дважды токсичны. Во-первых, за эти народные деньги, как правило, власти народу врут. Во-вторых, это испытанный способ развращения журналистов и покупки редакционной политики СМИ: получающие средства государственного или муниципального заказа редакции мгновенно утрачивают способность критиковать власть: как покусать руку кормящего? Более того, внезапно становятся не просто критичны, но даже агрессивны по отношению к оппозиции.

Органам власти любого уровня должно быть законодательно запрещено тратить средства бюджета на «формирование благоприятного имиджа». Когда вы слышите, что «в бюджете нет денег» на расходы, о которых просят люди, сразу спрашивайте, сколько бюджет тратит на пиар власти. И выяснится, что в бюджете есть деньги, только приоритеты у распорядителей бюджетных средств совершенно другие.

Очень важно напоминать прикормившимся к бюджету о происхождении бюджетных денег. «Нет никаких государственных денег, есть только средства налогоплательщиков», - учила чиновников и само общество Маргарет Тэтчер. Никогда не будет лишним напоминать об этом – до тех пор, пока такие бесстыдные расходы из бюджета не будут запрещены.

Оригинал