Детский комбинат Белорусского военного округа (БВО) – необычное здание, построенное в 30-е гг. в Смоленске (пер. Запольный, 5А). У дома удивительная конфигурация. Он состоит из двух частей, связанных надземным переходом, и у каждой замысловатая форма – с округлыми выступами, похожими на башни.

Кто построил этот комплекс? Официально (по документам здания-памятника) имя архитектора неизвестно. Однако историку Демьяну Валуеву удалось найти его.

«В одном из дел Смоленского отделения Союза советских архитекторов есть короткий список работ архитектора Александра Семеновича Анфимова, - рассказывает Демьян Валерьевич. - На 1936 г. он занимал должность архитектора проектной мастерской. Среди его творений указаны «стадион БВО» и «детский комбинат БВО». Но вот в списках членов смоленского отделения союза, созданного в 1938 г. Анфимова нет. Скорее всего, он уехал».

А в интернете есть целый сайт, посвященный семье Анфимова (anfimov.com), созданный его потомками. Александр Семенович Анфимов (1908–1992) родился в Харькове в семье иконописца Семена Семеновича Анфимова, который после революции работал мастером декоративной отделки. Именно он осуществлял покраску и визуальный дизайн самого большого в те времена самолета Максим Горький. Также он реставрировал храмы, изобрел рецепт искусственного мрамора, участвовал в восстановлении дворца Воронцова в Одессе.

В 1926 г. его сын окончил Харьковский художественный институт, получив диплом архитектора-художника. С 1931 г. он работал в системе Военпроекта БВО. Как военный инженер прошел Великую Отечественную от начала до конца, строил укрепления в Сталинграде, удостоен боевых наград. А после войны Анфимов строил моногород Железногорск, выросший вокруг Горно-химического комбината, добывавшего оружейный плутоний.

В опубликованных воспоминаниях о войне Александр Семенович рассказывает, что увидел в июне 1941-го, прибыв в Минск из Белостока: «Около Военпроекта была навалена пылающая груда чертежей, трудовых книжек, и единственный оставшийся от секретного отдела человек попросил меня подписать акт о сожжении документов».

Возможно, с тем архивом погиб и проект детского комбината.

Оригинал