Казаков всегда объединяла православная вера. У каждой станицы был собственный станичный приход. Важно отметить, что казаки обладали особенным отношением к православию. Казаки особенно религиозны, именно поэтому их называли также «воинами Христовыми». Когда происходила смертельная опасность, вера в Бога укрепляла казаков на поле боя. Они понимали, что жизнь им дана была Богом и только в его власти ее забрать. В связи с этим такая искренняя вера делала казаков бесстрашными. 

Православие для казаков

Православие для казаков являлось основой их мировоззрения, философии бытовой и армейской жизни. Однако надо понимать, что здесь имеется в виду не православие в непременно каноническом смысле. Важнее и ценнее для казаков было именно личное отношение человеческой души и Создателя. Православие для казаков является не просто верой в Бога или в Церковь. Православная вера, в том числе и старообрядческая, является фундаментом всей казачьей жизни. С Церковью у каждого казака было связано рождение, крещение, венчание, погребение, в общем, весь жизненный цикл. Тесно переплетались православная вера казаков с бытом, хозяйством, семейными традициями и службой в войсках (воинская повинность). Весь год был взаимосвязан с церковным календарем. Например, сено начинали косить после праздника Святой Троицы, а виноград убирали после того, как отпраздновали Рождество Богородицы.

Православная вера в воспитании казаков   

Все самое важное, в том числе и веру, а также манеру поведения и образ мыслей казачата впитывали изначально в семье. Все строилось исключительно на родовых принципах существования. До семи-восьмилетнего возраста казачонок проживал на женской половине куреня. Это происходило не случайно. В данный период его жизни он получал воспитание, необходимое именно от женской части его семьи. Кроме того, он наблюдал за поведением обоих полов, взаимоотношения казаков и казачек. Базовым принципом являлась наглядность, потому важно было, чтобы у казака перед глазами был личный пример его старших родственников. 

Казачья среда обитания – важная составляющая всего казачьего быта. На стене в каждом курене обязательно находилась шашка. Дедовская или же отцовская. У двери и в руках у казаков были нагайки. Малец-казачонок наблюдал, что близкие ему люди были с лампасами, в папахах, фуражках. Непременно на груди у всех были нагрудные крестики в символ православной веры. А еще – медали за воинские заслуги, они являлись своеобразным отражением чести и доблести мужчин в семье как воинов и защитников. В то же время в этот период становления казачонка все мужчины очень пристально следили за тем, как происходит формирование личности подрастающего казачонка. Женщин убеждали в том, что негоже «сюсюскать» с ним.

Например, не позволяли казачонкам плакать, если они ушиблись или упали, давали наказ уже с малых лет быть мужественными и стойкими. Именно в такие моменты в детях складывалось убеждение в том, что все, о чем старшие говорят, что они поют, как себя ведут — это и есть реальность. Ведь важно было не просто что-либо сказать, но и на собственном примере продемонстрировать, и именно это формировало правильные поступки в будущем и настоящем.  Игры у казачат, в которые они играли со сверстниками, были не простым развлечением тоже. Они несли определенные функции и в первую очередь были направлены на их развитие. Непременно игры эти осуществлялись под чутким и строгим присмотром стариков. Важно было отслеживать поведение каждого казачонка. И если вдруг кто-то начинал вести себя недостойно, старшие поправляли и поучали. В разные годы казачьей жизни обязательными были те или иные мероприятия. Например, в шестнадцать лет каждого казака ждало довольно серьезное испытание – он должен был охотиться на хищного зверя. Постепенно маленького казака, по мере его взросления, все глубже погружали в жизнь, быт, веру и в целом уклад жизни казачества. 

Оригинал