Не посмотреть «Мальчиков» в "Театре на Спасской" я не мог.

 

С тех пор, как были объявлены первые репетиции в самый разгар локдауна, я ждал выхода этого спектакля, как хорошей таблетки-антидепрессанта после полугодичного культурного затворничества. Клин клином, как говорится.

Ведь хорошее лекарство всегда горько на вкус, не правда ли? 

А что может быть горше пророческих и вечно актуальных текстов Достоевского?!

В начале 90-х, будучи филологом-первокурсником, я был на многочасовой постановке «Бесов» Александра Клокова в "Театре на Спасской", и это стало толчком, что я запоем перечитал все главные романы русского классика.

Сегодня после «Мальчиков» Егора Чернышова у меня в руках снова «Братья Карамазовы». Как в первый раз, читаю и понимаю, что отчаянно люблю эти буквы, из которых складываются великие смыслы и идеи Федора Михайловича, и его не самый радужный взгляд на будущее России, и его попытки предотвратить грядущие катастрофы.

Кажется, что зловещие «духи русской революции» закалялись как раз в этих простых русских мальчиках, бросающих камни в Илюшу. А из таких ранних несгибаемых социалистов, как Николай Красоткин, без повода пускающих пыль в глаза и легко присваивающих чужие знания, потом вылупятся комиссары нового мира. И покатится красное колесо…

 
 
 

Мне понравился посыл спектакля. Стоит снова прислушаться к словам человеколюбца Алеши Карамазова, они в финале инсценировки, как и у Достоевского в конце романе, про то, что одно хорошее воспоминание, вынесенное из детства, «может от великого зла удержать», и далее: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге».

Спасибо "Театру на Спасской" за свидание с хорошей литературой, за современное прочтение и переложение на сценический язык практически нетеатральных текстов. У вас получилось. Браво!

Оригинал