Посмотрели мы тут разрекламированный сериал Netflix "Ход королевы".

Что сказать - фантастику они снимать умеют. В основе фильма совершенно конъюнктурный роман Уолтера Тевиса The Queen’s Gambit, написанный в 1984 году на пике второй волны феминистского движения в США. Девочка-вундеркинд под руководством сторожа сиротского приюта и с помощью транквилизаторов осваивает науку шахмат настолько, что уже через пять лет надирает задницы всем местным, а затем и федеральным шахматным звездам мужского пола. Дальше - больше. Она вступает в схватку с советскими гроссмейстерами, включая чемпиона мира с фантастически "русской" фамилией "Боргов", и, естественно, побеждает его.

Короче, ничего из описанного в книге и снятого в сериале в жизни не существовало. Но мифический реванш американской девушки в мужском мире шахмат был принят на ура экзальтированными феминистками Штатов.

Что заставило Netflix вытащить эту дурно скроенную историю именно сейчас, сказать трудно. Но авторы сериала могли хотя бы немножко изучить жизнь СССР в конце 60-х годов прошлого века. Уж сейчас-то это не проблема. Если бы они это сделали, фантастичность сюжета не так бросалась в глаза. Но они пошли по стандартной дорожке "водки и медведей".

Ряды солдат, сквозь которые проходят шахматисты по пути к столам с досками, дурно одетые московские "любители шахмат", мечтающие получить автограф американской звезды, десятки раскладных столиков на набережной Москвы-реки, за которыми зимой (!!!) играют в шахматы пенсионеры в одеждах крестьян XIX века.

И вишенка на торте - мальчик лет 13–14, развозящий в ресторане по столикам ведерко с водкой во льду.

В общем, Америка не меняется. А по поводу сериала - если кому-то интересна ретрофантастика с элементами гендерной рефлексии - посмотреть можно. Остальным категорически не рекомендую тратить время.

Оригинал