В последние дни жителей Смоленска волнует судьба фигур, украшавших здание суда на проспекте Гагарина (д. 46). Нам удалось выяснить, кто их автор.

 

Как сообщили члены областного отделения Союза художников, это заслуженный художник РФ, живописец, график, монументалист Степан Сергеевич Новиков (1937–2005). Он наш земляк: родился в деревне Лычники Ершичского района. Образование получил в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, где в числе всего шести из 20 претендентов его отобрали в мастерскую, руководителем которой был выдающийся художник Александр Дейнека. После Новиков работал и жил в Смоленске, преподавал на худграфе, стал автором множества живописных полотен, а также украшал наш город.

Его горельефы, выполненные в технике чеканки, были единственным украшением здания суда, построенного в скупой архитектурной стилистике советского модернизма. Фигуры изображают людей, летящих в окружении звезд и планет, создавая их, автор явно отталкивался от названия улицы, на которой строит здание, – это проспект имени первого покорителя космоса и нашего земляка Гагарина. Горельеф выполнен мастерски, и его можно, без всяких сомнений, назвать произведением искусства, красивым, умным, несущим вечные ценности и отражающим авторскую философию.

Горельефы Степана Новикова украшали в Смоленске не одно здание. Так, например, когда-то его работа находилась на Доме быта «Гамаюн» - и она, к сожалению, утрачена, ее место занимает реклама. Замечательно, что все еще сохраняется другая его чеканка мастера – на здании Института искусств.

Но мужчины, женщины и звезды со здания суда попали в беду. Место, где они размещались, уже активно зашивают вентфасадом. Фигуры из металла, уже много дней они лежат на тротуаре. Особенно больно видеть, что часть горьельефа лежит лицевой стороной вниз на асфальте. Пока сверху не были наброшены строительные сетки, мешающие осмотру, создавалось впечатление, что ряд фигур при демонтаже были повреждены. Когда проходишь мимо, кажется, что беспомощные огромные люди, которых хочется схватить за их металлические руки и спасти.

 
 
 

Как верно отметила наша вяземская единомышленница Юлия Петрова, «все проблемы из-за низкого уровня общей культуры принимающих эти решения».

В смоленской городской администрации знают о происходящем, сообщают, что работы по ремонту собственником согласованы и предусматривают возвращение горельефа после реставрации. Но в это не верится. Тем более, что подобные украшения с ТЦ «Гамаюн» исчезли безвозвратно. Возможно, что-то изменится, если мы, смоляне, будем активно высказываться против. Хоть шансы невелики, давайте все-таки говорить об этом и приглядывать за ходом работ.

У нас даже возникла мысль о том, что, если фигуры никому не нужны и готовятся к уничтожению, хорошо бы, чтобы их разрешили забрать и придумать для них какую-то новую судьбу. Горожане могли бы всем миром попробовать решить этот вопрос. Но официально чеканку ожидает реставрация, значит, забрать нельзя…

Мы обратили на ситуацию внимание смоленского отделения Союза художников. Возможно, эта организация, сможет как-то посодействовать сохранению горельефа.

Оригинал